Аванс на инновации

Золотой диплом XIII Российской и III Байкальской венчурной ярмарки, прошедшей в Иркутске 20-21 сентября, достался новосибирским новаторам из компании «Био-Веста». Их проектом по созданию и выводу на рынок нового пищевого продукта, снижающего воздействие вредных добавок Е100 — Е900, заинтересовались и потенциальные инвесторы. Стенды местных изобретателей также не остались без внимания экспертов, однако, по оценкам судейской комиссии ярмарки, иркутским изобретателям предстоит еще многому научиться. Как минимум грамотно составлять финансовый план по распределению будущих инвестиций.

Из семи номинаций ярмарки иркутские компании были отмечены в трех: «Оригинальная бизнес-идея» — ООО СБ «Фест», «Симпатия РАВИ» — ООО «Новые технологии в строительстве», «Лучшая компания Иркутска» — ООО «Фромпласт». По мнению начальника управления финансовой поддержки и инфраструктурных инновационных проектов Министерства информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области Евгения Семенова, это уже неплохой результат, ведь в плане инновационных технологий Иркутск по-прежнему остается непаханой целиной. Средств, выделяемых на реализацию программ модернизации и инновационного развития, региону явно недостаточно.

— В какой-то степени само решение о проведении Российской венчурной ярмарки в Иркутске — колоссальный аванс, — заметил Евгений Семенов. — Долгие годы условия для инновационного развития не создавались. А между тем региону нужна инфраструктура, финансирование инновационных компаний на разных стадиях: фонды НИОКР, посевные и венчурные, фонды прямых инвестиций, ассоциация бизнес-ангелов. Наконец, нужна правовая база и спрос на инновационные продукты на рынке.

Чиновник также отметил, что с приходом нового губернатора инновационному развитию в Иркутской области будет отдан приоритет.

А есть ли спрос

Неслучайно одна из панельных сессий ярмарки была посвящена мотивации регионов и развитию сектора технологических инноваций. Опытом поддержки инновационной деятельности с иркутянами поделились коллеги из Москвы, Башкортостана, Новосибирской области и других регионов.

Так, по словам исполнительного директора Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Москвы Алексея Кострова, региональная администрация должна делать все возможное для внедрения инноваций в повседневную жизнь, учитывая потребности города и жителей.

Активизировать новационные компании господин Костров предложил с помощью различных конкурсов и акций. А крупные промышленные предприятия вполне могут давать местным ученым заявки на конкретные изобретения и модернизацию оборудования или технологий.

— Заметьте, что крупного бизнеса на ярмарке почти нет, — отреагировал заместитель мэра, председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. — Они у нас очень инертны, консервативны. Управленцы не готовы менять сложную структуру производства, внедряя что-то новое.

— Люди в принципе не готовы к инновациям, да и практически нет проектов, предлагающих что-то действительно новое, — в свою очередь заметил исполнительный директор Фонда содействию развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края Александр Самсонов. — Например, один из домов Краснодара мы оборудовали инновационными лифтами, но уже через несколько месяцев большую часть из них разбили.

Рассуждая о спросе на инновации, эксперты пришли к выводу, что основными двигателями по-прежнему является спрос государственный и спрос со стороны промышленности. Но если государственную политику можно более или менее регулировать, в том числе через законодательные требования к минимальной величине закупок инновационной продукции, то с промышленностью приходится работать только через торговые площадки, через анализ структуры закупок.

«При этом вся вертикаль власти, от федеральных министерств до муниципалитетов, относится к венчурным технологиям с большим недоверием», — грустно констатировал Евгений Семенов.

Инновации без власти

Однако, по мнению приглашенных на ярмарку бизнес-ангелов, роль государства в поддержке и развитии инновации должна постепенно снижаться, как это уже давно происходит на западе.

По наблюдениям президента Российской ассоциации бизнес-ангелов Константина Фокина, самые интересные истории идут именно «снизу», от обычных людей, изобретателей, ученых, предпринимателей, а наибольший эффект они дают при поддержке инвесторов, вкладывающих в проекты не только часть своих денег, но и ценный опыт.

— Как и американцы, мы верим, что лучший способ, которым государство может влиять на инновации, — создать хорошую погоду, — отметил управляющий директор Берлинской школы креативных лидеров Кларк Парсонс. — Под этим я подразумеваю инфраструктуру и законодательство, а также участие власти в очень крупных проектах с большим объемом инвестиций, имеющих большое значение для всей страны. Так, немецкое правительство вложилось в свое время в разработку ветряных установок, и теперь практически все ветряные турбины мира родом из Германии.

Экстремальная скромность

Еще один немецкий секрет — инвестирование в небольшие компании, экстремально успешные в своей нише. Чтобы увидеть один из таких удачных примеров в действии, достаточно обратить внимание на головки душей в отелях сети Marriott, в том числе и в иркутском подразделении. Все они произведены небольшой немецкой фирмой, специализирующейся только на головках для душа. Секрет их успеха, по словам господина Парсонса, в креативном подходе к своему делу и глобальном мышлении — масштабировании бизнеса на весь мир.

Кстати, именно этого особенно недостает местным новаторам. Как еще на прошлогодней ярмарке заметила исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) Альбина Никконен, иркутским компаниям не хватает амбиций и размаха. В то время как крупные инвесторы ищут именно тех, кто сможет играть на миллиардном рынке. В идеале такие предприятия должны быть способны занять до 10% мирового рынка в своей отрасли, тогда есть место для маневра.

Очевидно, что таким компаниям нет смысла толкаться на мелком рынке, они должны развиваться. Именно поэтому перспективный инновационный бизнес инвесторы зачастую увозят в Москву. Любопытно, что на первой венчурной ярмарке подобное предложение поступило иркутской компании «МПЦ», запустившей производство уникального продукта «Кедровое молочко» из ореха сибирского кедра. Разработчикам на первом этапе предложили инвестиции в размере 150 млн рублей, но при условии, что производство будет перенесено в другой регион. Предприниматели отказались. На этой ярмарке они снова искали инвестиции на прежние цели: закуп ореха, оборудования и НИОКР…

PDF номера