Авангардная мифология

В Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева открылась выставка к 70-летнему юбилею народного художника России Виталия Смагина. Прародитель авангардной живописи Иркутска, вопреки традиции, представил в своей экспозиции работы только последних лет, то есть буквально XXI века, но и их набралось не меньше 50-ти. Персональная выставка получила название «Свет Прибайкалья», и обращена она к темам бурятского фольклора. Великолепно оформленная самим автором экспозиция в духе лучших музеев мира добавляет еще одно смысловое пространство ярким полотнам художника.

Картины Виталия Смагина — это пример того, что в современной живописи жанры исчезают.

«Несмотря на то, что русскому авангарду более 100 лет, до конца он еще не принят», — сообщила искусствовед Валерия Назарова. И даже сейчас, по ее словам, многие посетители выставки Виталия Смагина оставляют в книге отзывов самые критические замечания. В Иркутске же авангард как таковой появился именно благодаря Виталию Смагину. Как рассказала Валерия Назарова, художник заявил о себе картиной «Стригали» на тематической коллективной выставке «Художники — селу» в 1979 году. «Совершенно обычный сюжет — стрижка овец. Это была вполне реалистичная картина, но уже в ней он показал многое: символизм в цвете, что-то от супрематизма Малевича, — отметила искусствовед. — Сейчас это уже классика, этой картиной он показал, что даже в простые бытовые сюжеты можно вносить и экспрессию цвета, и свое видение мира, и переворачивать небо и землю».

После этого первый ученик Смагина Борис Десяткин все свое творчество направил в это русло. Потом появилась целая плеяда молодых художников — Геннадий Кузьмин, Сергей Жилин, отчасти Евгений Турунов, сейчас они корифеи иркутской живописи. И в то время иркутская живопись разделилась на два мощных рукава: традиционная живопись и авангардная, в основе которой стоял Смагин.

Тот факт, что выставка названа «Свет Прибайкалья», по словам искусствоведа, говорит о том, что художник Смагин принял этот край как свою родину. Родившийся в Подмосковье, эвакуированный в Алтайский край, первое художественное образование он получил в Иркутском художественном училище. Затем уехал продолжать обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. «Поэтому, — говорит Валерия Назарова, — он вообще-то не сибиряк, но он принял эту землю, принял то, что связано с Байкалом, с Сибирью, и все это через себя перерабатывает».

Главной темой персональной выставки Виталия Смагина «Свет Прибайкалья» стали мифы и сказания бурятского народа. Неслучайно здесь много названий, связанных с этим этносом и с этими местами: «Рождение Эхирита», «Великий отец Ольхона», «Буха Нойон», «Две шаманки», «Шубуун Нойон», «Свет Байкала». «У каждой картины особое смысловое значение. Если, например, не знать мифов бурятских, байкальских сказаний, то их бывает расшифровать очень трудно, — комментирует искусствовед Валерия Назарова. — Но даже если этого всего не знать, то эти картины, во-первых, очень влияют зрительно. Цвет здесь воздействует на зрителя эмоционально. Иногда в одной картине сразу присутствуют все цвета радуги. Во-вторых, все картины монументальны по размеру, и в них он нарушает все законы традиционной композиции, цветовой гармонии, колористической. Иногда у него все это выходит за пределы того, что понимается под традиционным понятием «красота живописи».

Разумеется, можно не принимать авангардную живопись, но можно и задуматься над тем, что же хочет сказать нам художник. «Он как бы дает понять, что современная живопись должна не просто действовать зрительно, она должна воздействовать на наше подсознание, — говорит искусствовед. — Сейчас у живописи другие законы восприятия. С этим многие не согласны. Иногда его творчество обвиняют в том, что здесь заложено очень много отрицательных эмоций».

Антон Кокин