Асфальт по умному рецепту

Анализ новостей дорожно-строительной сферы показывает, что в регионах все чаще начали применять новые технологии изготовления асфальта с применением добавок, улучшающих долговечность дорожного покрытия. Да и на федеральном уровне Росавтодор уже готовится к внедрению ГОСТов, в которых будет закреплена необходимость использования определенных добавок. Тем временем в ряде территорий, в том числе в Иркутской области, уже существуют производственные мощности, способные удовлетворить потенциальный спрос на современные добавки.

Одной из таких зарекомендовавших себя компаний является предприятие индивидуального предпринимателя Александра Митюгина из Братска. Совместно с учеными из ИрНИТУ он разработал минеральный порошок, улучшающий водостойкость асфальта, а значит, и его долговечность. На базе братского завода железобетонных конструкций уже в этом году будет смонтирована установка по производству порошка.

Тренд на новые технологии изготовления асфальта уже неоднократно поддерживался на федеральном уровне. В частности, Росавтодор уже готовится к внедрению ГОСТов на новый асфальтобетон, тестирование которого проведено на множестве опытных участков в ряде регионов. Технология по добавлению в состав асфальта вяжущих материалов учитывает климатические особенности и интенсивность движения на дорогах, позволяет экономить, продлевает долговечность покрытия. Необходимость перемен назрела в связи с тем, что действующие нормативы не менялись несколько десятилетий. В частности, традиционный асфальтобетон применяется в Российской Федерации на основании ГОСТа, существовавшего с середины прошлого века. Учитывая разницу между транспортными нагрузками на дороги того времени и нынешнего, потребовался новый подход.

«По сути, это требование времени, которое невозможно игнорировать. Более того, одним из условий при розыгрыше тендеров на ремонт и строительство трасс федерального значения сейчас является использование активированных минеральных порошков. Именно поэтому мы на протяжении нескольких лет разрабатывали свою добавку, тестировали ее качество, а теперь готовимся к ее выпуску», — отмечает Александр Митюгин.

По словам предпринимателя, минеральный порошок его разработки равномерно распределяется внутри асфальта, снижая его пористость и предотвращая разрушения при перепаде температур. Помимо физических качеств, добавка обладает еще двумя преимуществами. Во-первых, экологичность. При ее производстве утилизируются отходы, в частности зола уноса с ТЭЦ. Во-вторых, цена. Распространенные на рынке минеральные порошки в настоящее время отпускаются по цене 3,2-3,4 тыс. рублей за тонну, разработка Митюгина имеет коммерческую стоимость 2,7 тыс. рублей за тонну (с НДС).

Александр Митюгин известен в дорожно-строительной сфере Иркутской области еще одной своей разработкой — пластификатором для битума или битумно-резиновым композитом (БРК). Этот продукт также не имеет аналогов, выигрывая по таким параметрам, как технологичность, экологичность и стоимость.

«Применяющиеся сейчас пластификаторы основаны на механическом растворении резинового порошка в битумной смеси. Наша же технология, освоенная в содружестве с иркутскими учеными, подразумевает химическое растворение, создание новых молекулярных цепочек. Сырьем являются старые автомобильные покрышки — тут мы продолжаем использовать экологическую тематику, — раскрывает подробности своего ноу-хау Александр Митюгин. — Добавка хорошо отражается и на внутренней экономике дорожных предприятий. Ее применение увеличивает стоимость тонны асфальта всего лишь на 100 рублей, в то время как распространенные импортные аналоги дают удорожание на 1 тыс. рублей на каждую тонну».

Использование БРК повышает потребительские свойства материалов, которые применяются для строительства и ремонта дорог. На основе битумно-резиновых композитов на предприятии Александра Митюгина изготавливаются вяжуще-полимерные мастики для заливки швов на дорожном покрытии, эмульсии для приготовления холодного асфальта. БРК придают дорожным материалам повышенную прочность и водостойкость, увеличивают срок службы дорог, эффективны при минусовых температурах, что особенно важно для Сибири. Эти качества по достоинству оценили потребители продукции, в числе которых Дорожная служба Иркутской области и другие предприятия.

Для энтузиаста своего дела Александра Митюгина такое признание, безусловно, очень важно: «С каждым годом требования к асфальтовой и битумной смесям становятся все жестче. Наши разработки полностью соответствуют этим запросам, поэтому востребованы. В свою очередь, мы не намерены останавливаться на достигнутом, будем и дальше заниматься актуальными технологиями для дорожников региона».

Александр Потапов