Асфальт для «трудных» километров

В Тулунском районе для ликвидации гравийных разрывов на трассе М-53 построили мобильный асфальтобетонный завод
Трасса М-53, Тулунский район – для водителей этот участок дороги является одним из самых нелюбимых: тяжелая пыльная гравийка, по которой все водители тащатся с крейсерской скоростью. А сколько здесь было пробито колес – и не счесть! Но постепенно трудный участок сокращается – благодаря стараниям ОАО «Труд».

За последние несколько лет компания ликвидировала несколько серьезных гравийных разрывов. Так, в сентябре прошлого года с опережением сроков был сдан участок трассы М-53 «Байкал» с 1465 по 1469 км: гравийка превратилась в шикарную 9-метровую дорогу с идеально ровным асфальтом. В этом году специалисты «Труда» продолжают облагораживать федеральную трассу в Тулунском районе на участке 1443 – 1454 км. Специально для того, чтобы заасфальтировать участок протяженностью более 10 км, «Труд» установил здесь асфальтобетонный завод. Корреспондент АН побывал на его открытии.

Первые 10 тонн асфальта были выгружены в машину после торжественного разрезания красной ленточки — 15 июля завод официально запустили в эксплуатацию. «Для ОАО «Труд» это праздничный день, мы запускаем девятый по счету асфальтобетонный завод и третий по счету завод итальянской фирмы Marini. Эта компания – лидер по производству асфальтобетонных заводов в Европе, ее продукция считается одной из лучших. Этот комплекс обошелся компании в 100 млн рублей, китайский бы стоил в два раза меньше. Но мы осмысленно пришли к тому, что приобретаем более дорогие итальянские заводы по сравнению с китайскими, так как они намного надежнее и выпускают более качественную смесь», — рассказал главный инженер и первый заместитель генерального директора ОАО «Труд» Юрий Кибирев.

В этом сезоне дорожники уложат два слоя асфальта общей толщиной 18 см. Последний, третий слой толщиной 5 см будет уложен в следующем году, тогда дорогу и введут в эксплуатацию.

Новый завод был смонтирован в Тулунском районе на базе рабочего городка, где проживают 170 сотрудников компании. Владимир Возняк, начальник участка АБЗ компании «Труд», объясняет, как идет производственный процесс: «Есть четыре специальных бункера, куда засыпается щебень, затем оттуда он попадает на собирающий конвейер, а затем — в сушильный цех. Потом подается на грохот — специальный отсек, где щебень распределяется на фракции. Мы работаем с четырьмя фракциями щебня — 0,5 см, от 5 до 10 мм, от 10 до 15 и от 15 до 20 – и еще с песком. Дальше все сбрасывается в миксер и перемешивается. Подается в бункер-накопитель, а оттуда – в машину и на дорогу», — рассказывает он об этапах варки асфальтобетона. Весь процесс автоматизирован и идет под воздействием высоких температур: 160–179 градусов Цельсия. Специально для того чтобы запустить завод, в Иркутскую область приехал специалист из Италии, представитель компании Marini Риккардо Равалья. Он уже во второй раз работает с ОАО «Труд» — в прошлом году с его участием запущен подобный завод. У него большой опыт сотрудничества с российскими компаниями: почти за 10 лет работы он успел побывать в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и других городах нашей страны.

По словам Юрия Кибирева, максимальная мощность завода составляет 180 тонн в сутки. Однако для реконструкции трассы в этом сезоне для стабильной работы в графике предприятию надо выпускать 100–120 тонн за смену. Материал для производства — щебень — уже заготовлен в полном объеме, из него будет произведено 45 тыс. тонн асфальтобетона, именно столько потребуется, для того чтобы выполнить запланированный объем работ. В этом сезоне дорожники уложат два слоя асфальта общей толщиной 18 см. Последний, третий слой толщиной 5 см будет уложен в следующем году, тогда дорогу и введут в эксплуатацию.

Реконструируемый участок стал в некотором роде экспериментальным для компании. «На этом объекте дорогу в двух местах пересекает нефтепровод. Он проходит под острым углом к дороге, и поэтому четыре нитки нефтепровода общей протяженностью 2,7 км приходится перекладывать, делать так, чтобы они прошли перпендикулярно трассе, — объясняет Александр Ромашко, директор Тулунского филиала ОАО «Труд».

Сейчас здесь работает субподрядная организация, нефтяники, но приобретение и поставка материалов полностью легли на наши плечи. Нам пришлось разбираться в спецификациях, закупать более 200 наименований товаров. Это для компании дело новое, но мы справляемся, не выходим из графика. Работы начались в середине мая, к 15 сентября они должны быть закончены. Сегодня уже сварено 1,5 км труб, из них положено 700 м».

Перекладка нефтепровода — лишь часть работы. После замены труб необходимо будет проверить, нет ли утечек. Для этого специалисты пробурят на площадке рядом с местом замены скважину, выкопают резервуары, которые заполнят водой, и будут закачивать воду в трубы специальными компрессорами, которые создают давление. Нефтепровод на этот момент будет отключен. Только после успешного прохождения гидроиспытаний труба будет готова к приемке, а дорога над ней – к асфальтированию.

Новый асфальтобетонный завод является мобильным производственным комплексом: его разбор и монтаж занимают всего около трех недель, за это время он может быть перевезен в любое другое место. Однако специалисты ОАО «Труд» надеются, что этот завод еще надолго останется в Тулунском районе: «В этом году будет разыгран тендер на работу на участке 1504–1537 км, мы планируем в нем участвовать и надеемся на хороший результат», — отметил Юрий Кибирев.

Виктория Шолохова