Ароматный штрих

Согласитесь, бывает, сядешь в чужую машину — и хочется тут же из нее выйти из-за ужасающего… нет, даже не запаха, а вони. Бывает и наоборот, что салон незнакомого автомобиля встречает приятным, почти божественным ароматом. Запах вообще дело тонкое: каждый воспринимает тот или иной аромат по-разному, кому-то сложно долго находиться в сильно пахнущем пространстве, кто-то, наоборот, не мыслит своей жизни без подобных аксессуаров. Поэтому выбор запаха, который будет сопровождать вас в машине целый день — дело ответственное. И главное здесь, выбирая ароматизатор, не уйти из магазина с «вонючкой».

Пахучее многообразие

Обзор ароматизаторов представлялся мне темой, связанной с массой приятных моментов: красивые коробочки, разнообразные запахи — это же почти как духи выбирать! Поэтому за дело я взялась не мешкая.

В первом салоне, где продавались ароматизаторы, в глаза бросились ряды картонных кружочков с картинками и надписями. Я бы не обратила на них внимания — подумаешь, наклейки на стеклах висят — если бы случайно не увидела ценник, гласивший: «Ароматизаторы картонные в ассортименте». Эти кружочки — прототипы старых «елочек», которые несколько лет назад были довольно популярны, форма их изменилась, а суть осталась прежней. С них и начнем изучение рынка.

Попробовать картонные ароматизаторы на зуб или, уместнее будет сказать, на нос в магазине при покупке невозможно: картонка упакована, ориентироваться можно только по названиям на этикетке. На даже если после покупки ароматизатор не понравится, то избавиться от него будет не жалко — красная цена такой штучки всего 20-50 рублей. Может он сослужить и полезную службу. В экстремальной ситуации, когда надо срочно избавиться от неприятного запаха в салоне, можно повесить картонную «вонючку»: работает она недолго, но в первый день издает запах настолько резкий и концентрированный, что перебьет любой другой.

Однако консультант в магазине, демонстрировавшая мне ароматный товар, сказала, что запах в этих картонках для покупателей не главное, ведь покупают такие штучки чаще всего не для благоухания, а шутки ради: сегодня производители развлекают водителей не просто картонками, а кружками и прямоугольниками с различными надписями и картинками. Наибольшей популярностью пользуются пошловатые фразы типа «Водка превращает меня в 4WD», «Sex-инструктор. Первое занятие бесплатно», «Мегамачо» и другие — у кого насколько хватит скромности. Этот юмор на грани пошлости интересен в основном молодым парням, недавно севшим за руль недорогой, но с претензией на «крутость» старой иномарки, потому что отражает внутреннее содержание водителя. Более солидным, добротным и серьезным автомобилистам среднего класса производители картонок предлагают нейтральные картинки — логотипы автомобилей. Еще бы, забавно было бы увидеть надпись типа «Забей!» или «Кросавчег» в старой доброй «Королле», за рулем которой сидит отец семейства средних лет. Девушек из категории покупателей таких пошловато-дешевых аксессуаров можно вообще исключить: прекрасный пол в большинстве своем разбирается в мелочах, поэтому если и выбирают ароматизаторы, то более дорогие и стильные.

К таким — стильным и красивым из категории «подороже» — можно отнести гелевые и меловые ароматизаторы. По виду они похожи: баночки с отверстиями, наполненные ароматизирующим веществом. По цене гелевые ароматные коробочки чуть дешевле, чем меловые: первые обойдутся в среднем в 140-250 рублей, вторые — 250-350. И те и другие герметично упакованы, то есть открыть все упаковки, которые стоят на витрине, чтобы найти понравившуюся, не получится. Но и выбирать просто по названию не придется: производитель предоставляет специальные пробники, которые расскажут, какой запах «закрыт» в той или иной упаковке.

Хотя консультанты упорно доказывали мне всю выгоду от покупки мелового ароматизатора — и долговечны они, и репутацию имеют более надежную, лично мне больше приглянулись гелевые. Не буду врать — я выбирала исключительно по внешнему виду! Гелевый ароматизатор презентабельнее, что ли: красивая прозрачная коробочка, наполненная цветным веществом (красным, синим — любым на выбор), — она не просто «пользу приносит», а служит еще и украшением салона машины. А вот меловые ароматизаторы выглядят серо и невзрачно. Например, японский производитель Eikosha упаковал ароматы в настоящую консервную банку, очень похожую на баночку из-под красной икры. Лично мне на «торпеду» никакое лишнее железо ставить бы не хотелось, но, видимо, у остальных иркутян другое мнение: по словам продавцов, ароматизаторы этой фирмы сегодня являются наиболее популярными.

Запах как диагноз

Подробно изучив, в какую форму производители облекают запахи для автолюбителей, я перешла к изучению представленных ароматов.

На витринах иркутских магазинов в основном представлены простые однокомпонентные запахи: «Спелые яблоки», «Лимон», «Дикая ягода», «Бергамот» и другие. Освежают ароматы с биркой «Морской бриз» или «Морская свежесть» — они, кстати, по признанию некоторых продавцов, вместе с «Цитрусовым коктейлем» являются одними из самых востребованных среди клиентов благодаря своей ненавязчивости. Немало в городе и любителей сладких цветочных благоуханий — для них разработчики чаще всего предлагают ароматизаторы под розу и различные цветочные смеси. Предпочитают такие запахи в основном девушки, что неудивительно. Также спросом пользуются яблочные и арбузные ароматы.

Однако для гурманов такие простые запахи уже не подходят — слишком топорно и неинтересно. То ли дело ароматизатор с названием «Кельнский дождь»: сколько вкуса и изысканности! Правда, определить, чем дождь в этом европейском городе отличается от любого другого, не представилось возможным, так как не было пробника. Но производитель уверен, что осадки в этом городе пахнут смесью диких цветов — так было написано в каталоге с описанием аромата. Другой изысканный и сложносочиненный аромат со словом «дождь» в названии обещает своему будущему владельцу наполнить салон автомобиля «мягкой сладостью белого мускуса в сочетании с фруктовыми и цветочными нотками». Когда речь заходит о фруктах и цветах, в голову приходит ассоциация с летним дождем, однако производителям ароматных коробочек подумалось, что всю эту гамму ароматов отразит название «Мелкий дождь». Особенности менталитета или трудности перевода? Это останется загадкой.

Для взыскательных клиентов в баночки поместили ароматы с их любимыми духами — это особая тенденция в области производства ароматизаторов. Производители понимают, что, чем дороже автомобиль, тем, вероятно, изысканнее вкус и выше потребности его владельца. Кто-то действительно может найти свою любимую туалетную воду в новом формате. Так, для мужчин предлагают ароматизаторы со «сладким мужским ароматом Acqua Di Gio от Giorgio Armani», «мужской аромат Samurai от Alain Delon в сочетании с розой и жасмином», «изысканный мужской парфюм Bvlgari Pour Homme от Bvlgari в сочетании с чаем Даржилинг и добавлением цветочных, ванильных и древесных ноток» (японский производитель полагает, что каждый встречный в России знает, чем чай с этим непроизносимым названием отличается от обычного черного цейлонского). Для девушек есть свои брендовые штучки: «вкус сладких фруктов в аромате Jeanne Lanvin от Lanvin», «сладкий цветочный аромат Eternity от Calvin Klein» (он, кстати, тоже «дождевой» — официальное название звучит как «После дождя«) и другие. Но ради справедливости стоит отметить, что прилавки иркутских автомагазинов такими брендовыми ароматами не пестрят: эти названия есть в каталогах, но продавцы заказывают их крайне редко. Видимо, наша «верхушка» к изыскам в мелочах еще не привыкла, поэтому тянется не к непонятным «розовым дождям» и «белым мускусам», а обычным «фруктовым фантазиям» и «цитрусовым коктейлям».

Зато успехом в Иркутске традиционно пользуется другая группа названий ароматизаторов: Sexy boy и Sexy girl, «Милашка» и «Красавчик», «Самурай» и «Роковая женщина» (последние я, кстати, «попробовала на вкус»: «Роковая женщина» оказалась приторно-сладкой, а «Самурай» — резким, как удар мечом — больше никаких ассоциаций, оправдывающих название, у меня не возникло). По признанию консультантов, ароматизаторы с такими названиями берут, даже не нюхая пробники — видимо, в этом случае яркий слоган отражает личностную оценку покупателем себя любимого. Тут уж запах точно выступает, как диагноз. Если же говорить о целевой аудитории этих товаров, то чаще всего их приобретает молодежь.

Заканчивая изучение вкусно пахнущих автомобильных аксессуаров я наткнулась на упаковку с надписью Happy. Пока консультант доставала пробник, я пыталась представить, как должно пахнуть счастье. Оказалось, довольно приятно — аромат был легкий, ненавязчивый, цветочный, то ли с нотками бергамота, то ли апельсина. Окружить себя ароматом счастья показалось мне интересным, но на покупку я так и не решилась: слишком уж тяжело переношу посторонние ароматы. Но сам факт, что к сердцу и кошельку романтичных натур производители нашли свой ключик, очень порадовал.

Выбирая — думай!

Советов, как правильно выбирать ароматизатор, нет — это дело слишком индивидуальное и тонкое. Аромат может выступать и как яркий раздражитель, и наоборот — как успокоительное или в меру бодрящее средство, но сложность в том, что на разных людей запахи могут действовать по-разному. Так что, отправляясь в магазин, надейтесь только на свой нос и личное восприятие.

Единственное и главное, о чем предупреждают все продавцы, это интенсивность запахов. При покупке надо учитывать, что понравившийся в магазине аромат в машине будет в разы концентрированнее! Подумайте сами: в магазине вы нюхаете пробник в помещении. Даже если там не очень просторно, то вас все равно окружает открытое пространство, по которому запах расплывается, оставляя лишь легкий аромат. А в машине этот же объем пахучего вещества будет наполнять всего два-три кубических метра теплого воздуха вокруг вас. Вполне вероятно, то, что приятно в малой дозе, будет раздражать и вызывать головную боль в тесном пространстве.