Арифметика общества «Петромир» — новое качество жизни

18 ноября в Иркутске в министерстве жилищной политики и энергетики московская компания «Петромир» провела презентацию проекта создания Ангаро-Ленского газоперерабатывающего комплекса (ГПК). Собравшимся были представлены новые возможности для региональных потребителей сжиженного природного газа (СПГ). На эту встречу из Москвы прибыла делегация в составе генерального директора компании «Петромир» Петра Фонина, генерального директора ОАО «НПО Гелиймаш» Вадима Удута, представителя Минпромторга РФ России Алексея Игнатова и заместителя управляющего заводом ОАО «Волжский дизель имени Маминых» Владимира Ефремова.

На состоявшейся встрече было предложено рассмотреть возможность создания рабочей группы с целью разработки дорожной карты, создание которой диктует необходимость согласованной стратегии достижения цели реализации долгосрочного инновационного проекта по использованию СПГ при наличии социальных, экономических и экологических рисков. Она должна стать своеобразным справочником проекта по использованию СПГ у нас в регионе.

Открыв эту карту, вы получите ответы на главные вопросы: какие направления деятельности будут включены в состав проекта, годовые объемы потребления природного газа, каковы сроки окупаемости и сумма финансирования, модель финансирования, размеры освоенного финансирования и требуемые инвестиции на максимальное потребление. Наконец, возможность участия администрации региона в финансировании проекта… И самое главное — выгода от его реализации для нашего региона.

Вопросов пока больше, чем ответов. Это обычная ситуация на старте глобальных для Восточной Сибири проектов. А в том, что данный проект глобален в конкретной привязке именно к нашему региону, уже на первом этапе трудно усомниться. Его реализация требует не менее 1 млрд долларов США. Впрочем, судите сами…

У компании «Петромир», вся жизнь которой еще впереди, уже есть своя история. А история, как известно, уважает точные даты. И факты. На бизнес-карте России общество «Петромир» появилось в 1999 году. А уже в 2004 г. и 2006 г. им были открыты и поставлены на государственный баланс два газоконденсатных месторождения (одно из них Ангаро-Ленское, уникальное по своим запасам), расположенные на территории Иркутской области в междуречье Лены и Ангары, в центральной части так называемой Ангаро-Ленской нефтегазоносной области на территории Усть-Удинского, Балаганского и Жигаловского районов на расстоянии 460 км севернее Иркутска. Ближайший населенный пункт — поселок Жигалово.

Общие запасы двух газоконденсатных месторождений составляют 1,2 трлн м3. Инвестиции, связанные с затратами на их открытие, уже превысили 200 млн долларов США. Капитализация «Петромир» по оценкам независимой экспертизы «Ренессанс Капитал» и «Эрнст энд Янг» составляет 1,4 млрд долларов США. Ежегодно «Петромир» перечисляет в бюджеты всех уровней более 120 млн рублей. И при этом еще занимается спонсорской и благотворительной деятельностью в регионе. Совокупные инвестиции компании в этот проект за период 2000-2013 гг. составили более 4,3 млрд рублей. И это, заметьте, при том что «Петромир» не получил еще ни копейки прибыли за минувшие годы.

Вряд ли у кого-нибудь после знакомства с такой арифметикой могут возникнуть вопросы относительно финансовой состоятельности компании. Но вся эта солидная арифметика, если взглянуть на нее с разумной позиции местных властей, пекущихся прежде всего о наращивании экономической мускулатуры региона, не может не натолкнуть на мысль о глубокой заинтересованности общества «Петромир» в работе на нашей восточносибирской промышленной площадке. По-моему, здравый смысл подсказывает, что здесь интересы и выгода от частно-государственного партнерства могут сойтись в одной точке приложения, а в российском бизнесе, слава богу, еще случается, что проигравших нет.

Если быть предельно кратким, то экономическую пользу от реализации данного проекта можно легко уместить в несколько сухих строк. Это комплексная переработка и эффективное использование природного газа, поставки СПГ потребителям в регионах, внедрение передовых технологий в энергетику Восточной Сибири, улучшение экологической ситуации в регионе и увеличение налоговых поступлений в региональные бюджеты.

Обычная презентационная стилистика многих проектов, скажет несведущий читатель… И очень сильно ошибется. Все дело в том, что за процитированными здесь строками из проекта стоит тщательно выверенная продуктивная арифметика. Оказывается, что при использовании СПГ себестоимость перевозок по железной дороге снижается на 20-30% за счет снижения затрат на топливо и эксплуатационные масла. Мало того, затраты на топливо падают более чем в два раза, а расходы на моторные масла уменьшаются в пять-десять раз.

А что ожидает автомобильные двигатели в случае реализации проекта? И тут все продумано довольно основательно. Ресурс их работы увеличится в 1,5 раза, а расход моторного масла уменьшится на 30-40%. Загазованность промплощадки снизится в два-три раза, затраты на переоборудование ж/д и автодвигателей окупятся менее чем за год.

Использование СПГ позволит перейти на новый уровень технологий при строительстве и эксплуатации котельных, сократит на 95% экологические выбросы, повысит КПД котельных до 85-90%, сократит расходы на обслуживание в связи с повышением уровня автоматизации и снизит аварийность.

Также следует подчеркнуть и развитие нестандартной транспортной логистической системы по доставке СПГ в труднодоступные регионы, такой как воздушный и наземный транспорт. «Петромир» обозначил проблему использования СПГ на авиационном транспорте. Работы по решению этой проблемы были начаты еще в СССР и сейчас ведутся в Минпромторг России в области строительства самолетов, вертолетов и дирижаблей (например, проекты дирижаблей грузоподъемностью до 350 тонн, самолетов Ту-136, Ту-204-330К, Ту-334К, вертолетов АВ-18ТГ), а также в области переоборудования двигателей на речных судах, тепловозах и автомобильном транспорте, работающих на СПГ.

Прибавьте сюда, что в районе строительства Ангаро-Ленского ГПК будет открыто 500 рабочих мест и 1500 мест — в привлеченных подрядных организациях. В период реализации проекта Ангаро-Ленского ГПК с 2016 по 2032-й годы поступление налоговых платежей в различные уровни бюджета Иркутской области составит более 130 млрд рублей.

Нельзя забывать и о том, что в последующие 20-30 лет роль запасов в Восточной Сибири в нефтегазовой отрасли будет неуклонно возрастать, поэтому легко представить, что «Петромир» в перспективе может стать для Иркутской области одним из ведущих налогоплательщиков.

Какие же компоненты предусматривает данный проект? Прежде всего это разработка Ангаро-Ленского месторождения с подготовкой и транспортировкой природного газа до площадки газоперерабатывающего завода. Предусматривается строительство ГПЗ по сжижению природного газа объемом 700 тыс. тонн в год на начальном этапе с возможным увеличением до 3500 тыс. тонн. Предусмотрено также участие в проектах по газификации регионов Восточной Сибири с удалением от ГПЗ до трех тысяч километров и перевод автомобильного, железнодорожного и водного транспорта на СПГ. Запланировано создание локальной газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры в местах потребления СПГ, что обеспечивает газификацию без строительства дорогостоящих магистральных газопроводов.

Разумеется, эффективность предлагаемого проекта зависит еще и от сроков его реализации. Ввод первой линии ГПЗ мощностью 700 тыс. тонн запланирован уже в 2017 году. На четыре года — с 2014-го по 2018-й рассчитано формирование инфраструктуры по обеспечению потребителей СПГ, а за два года — с 2016-го по 2018-й намечено сформировать парк криогенных емкостей по перевозке и хранению сжиженных газов. Как считает руководство компании «Петромир», предусмотренные сроки реализации проекта реальны, при условии что все его участники будут своевременно выполнять взятые на себя обязательства.

Несколько слов следует сказать и об инфраструктуре проекта. Ее пейзаж включает промысловые и автомобильные дороги для обеспечения обустройства и функционирования газового промысла. Здесь будет построен газоперерабатывающий завод с пунктом наполнения автомобильных и железнодорожных криогенных цистерн по перевозке и хранению гелия и СПГ, заправочные станции для речного, автомобильного и ж/д транспорта, газовые котельные, ТЭЦ, ТЭС и комплекс газификации частного сектора.

Еще надо очень коротко сказать и об экологическом векторе проекта. Он направлен исключительно на улучшение окружающей среды. Дело в том, что используемый сжиженный природный газ является самым чистым видом топлива. Он неактивен, нетоксичен, не вызывает коррозии металлов и существенно снижает количество выбросов в атмосферу. Кроме того, это единственный вид топлива, которое нельзя фальсифицировать.

Ну и, наконец, «под занавес» имеет смысл поговорить об одной очень важной, но не заметной, на первый взгляд, примете предлагаемого проекта. Сегодня проекты многих других крупных компаний ориентированы на экспортную составляющую. Большие финансовые ресурсы, обеспечивающие реализацию продукции, уходят на закупку зарубежного технологического оборудования. За границу уходит и готовая продукция. А российские производители при таком раскладе не могут почувствовать себя участниками подобных проектов, находясь «за кадром» проводимых операций.

«Петромир» вместе с двумя другими участниками проекта создания Ангаро-Ленского ГПК — «НПО Гелиймаш» и ОАО «Волжский дизель имени Маминых» — поставили перед собой нелегкую, но очень престижную задачу: продвинуть отечественные технологии и машиностроительный комплекс на более высокий уровень. Есть уже понимание того, что составляющая по криогенной технике и соответствующего оборудования полностью может быть закрыта российским технологическим комплексом. А это значит, что большие финансовые ресурсы, выделяемые для закупки технологического оборудования, не уйдут за границу, а останутся у нас в стране и послужат интересам развития технологических предприятий и машиностроительного комплекса России. Получается, что кровь возвращается в ослабший организм и делает его более сильным. Предприятия-участники проекта создания Ангаро-Ленского ГПК предлагают использовать на нем самые передовые криогенные технологии. Соответственно, и продукция, полученная в результате реализации проекта, останется в России. И, быть может, самое главное, что участники этого проекта начнут генерировать новое поколение конструкторов, технологов, проектировщиков, инженеров и эксплуатационников, которые в перспективе будут запускать второй, третий и… последующие заводы. А это значит, что возможно нам удастся загрузить те интеллектуальные мощности, которые еще остались в стране.

Игорь Альтер

В дорожной карте предусматривается распределение ролей и описывается план согласованных действий между участниками проекта:

— ООО «Петромир» как поставщика СПГ, пропан-бутана, газового конденсата и гелия;

— Администрации области как координатора по реализации проекта;

— Муниципальных образований и промышленных предприятий как создателей инфраструктуры для приема газа и его потребителей;

— ОАО НПО «Гелиймаш», как поставщика специального криогенного оборудования для строительства завода и криогенных емкостей для перевозки и хранению СПГ и гелия;

— ОАО «Волжский дизель» и других производителей, автомобилей, вертолетов, самолетов и дирижаблей, котельных как поставщиков оборудования;

— Проектных и строительных организации, как подрядных организаций

— Финансовых и банковских структур как инвесторов проекта.

Интегрированный подход общества «Петромир» к решению важнейшей народно-хозяйственной проблемы Иркутского региона позволяет оценить важность и значимость этой работы для России в целом, реализация подобных проектов соответствует целям и задачам разрабатываемой российским правительством программы по использованию природного и попутного газа в народном хозяйстве.

Создание Ангаро-Ленского ГПК, как современного высокотехнологичного комплекса, позволит улучшить качество жизни иркутян, существенно повлияет на экологическую ситуацию в регионе и даст значительный толчок к развитию других иркутских предприятий, связанных с использованием СПГ.