Аппетиты водителей растут

вместе с тарифами
Многолетняя борьба водителей общественного транспорта за повышение тарифа на проезд наконец-то увенчалась успехом: после новогодних каникул цена поездки в автобусах и маршрутках поднялась с 12 до 15 рублей. Но, как оказалось, аппетит приходит во время еды: если после апрельской забастовки водители говорили об обоснованном тарифе на уровне 18 рублей, то сейчас рентабельным они называют тариф уже в 24-25 рублей.

Эксперты считают, что рост цен на проезд должен был произойти еще в прошлом году, но его сдержали по политическим мотивам — свою роль сыграли выборы.

Тема общественного транспорта — больная для Иркутска. В относительно небольшом городе есть серьезные проблемы с маршрутами, с качеством автобусов и маршруток, с уровнем сервиса. При поездке пассажиров радовать могла только цена: 12 рублей. Последний раз тариф на проезд в Иркутске менялся в январе 2008 года — тогда стоимость поднялась на два рубля.

С тех пор водители общественного транспорта не могли сделать цену проезда выше: именно в 2008 году на уровне областного законодательства было установлено, что для повышения тарифа необходимо обоснование от не менее чем 10 перевозчиков. В Иркутске множество нелегальных маршруток и автобусов, поэтому собрать пакет документов для обоснования транспортники не могли. С 2013 года водители решили идти не мытьем, так катаньем: они начали устраивать забастовки. Самый крупный протест, который мэр города Дмитрий Бердников назвал саботажем, произошел в апреле 2015 года: тогда в течение двух дней на линии не вышло порядка 500 машин или 35% единиц общественного транспорта от общего числа.

Далее следовала неудачная попытка обоснования повышения цены — перевозчики хотели поднять стоимость хотя бы до 15 рублей, называя при этом минимальную сумму для рентабельности бизнеса в 18 рублей, но Служба по тарифам Иркутской области сочла их аргументы недостаточно вескими. В итоге только 29 декабря Александр Халиулин, руководитель региональной службы по тарифам, подписал приказ о повышении платы за проезд в Иркутске с 12 до 15 рублей. Приказ вступил в силу с 10 января 2016 года. Цены поднялись как в коммерческом, так и в муниципальном транспорте.

Особого недовольства среди жителей это не вызвало: морально иркутяне были готовы к повышению цены на проезд. И многие осознавали, что стабильность тарифа на протяжении восьми лет при постоянном росте цен на бензин не может быть вечной. Обеспокоенность населения вызывает другое: как только стоимость проезда поднялась с 12 до 15 рублей, перевозчики заговорили о том, что это повышение — мизерное и не даст никаких результатов.

Одним из первых об этом заявил Алексей Шабанов, председатель некоммерческой организации «Союз автомобилистов Сибири». По его оценке, рентабельный тариф для коммерческих перевозок — 24-25 рублей. На повышение до 15 рублей власти пошли для того, чтобы облегчить жизнь перевозчикам, но при этом не вызвать недовольство населения. О том же говорит и Сергей Ошурков, председатель некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска».

«Сейчас тариф поднят минимально. Более-менее адекватно действующим условиям выглядел бы тариф в 18 рублей. И повышение стоимости проезда еще будет — до конца года цена поднимется точно,

но мы надеемся, что повышение произойдет еще раньше,— сообщил он корреспонденту АН. — Мы коммерсанты, нам чем выше — тем лучше, но при этом мы и о населении думаем. Чтобы работа была рентабельной и оставались деньги на развитие, на замену автопарка, проезд должен стоить больше 20 рублей». Эксперт отмечает, что единой обоснованной цены для всего общественного транспорта нет: все зависит от протяженности маршрута. По его оценке, самыми дорогими являются маршруты из Ново-Ленино, Топкинского и Зеленого. Если считать себестоимость, то там она доходит до 30 рублей за одну поездку.

При подготовке материала в неформальном общении с водителями общественного транспорта те также заявляли, что очень ждут следующего повышения стоимости проезда хотя бы до 18 рублей. На вопрос, собираются ли они менять автопарк, ни один водитель напрямую не ответил — говорили, что денег на это нет.

Представители сферы общественного транспорта уверены, что рост цен на проезд должен был произойти еще в прошлом году, но его сдержали по политическим мотивам — свою роль сыграли выборы. «Заморозили тарифы на ЖКХ и на транспорт, чтобы перед выборами задобрить людей. Это был политический заказ. В декабре выросли тарифы на коммуналку, в январе — на транспорт. Все логично», — уверен Сергей Ошурков. Об этом же говорит и Алексей Шабанов: он рассказал, что документы, обосновывающие рост цены на проезд, и летом, и зимой прошлого года подавались одинаковые, но была найдена формальная причина, чтобы не повышать тариф. Такой причиной стало отсутствие у ряда перевозчиков договора с администрацией, хотя договоры эти стали заключать только в прошлом году, и процесс шел весьма медленно именно со стороны администрации.

Вникать в эти подробности люди не хотят, их волнует другое: качество предоставляемой услуги. И оно, мягко говоря, отвратительное. Самая большая претензия горожан к общественному транспорту — это его состояние.

«Сначала бы автопарк обновили, а то едешь не понять в чем. Кресла сломанные, окна не закрываются зимой, отовсюду дует, отопление не греет, стоят на остановках с открытыми дверями по 5 минут в мороз. В автобусе получается всего на несколько градусов теплее, чем на улице.

Водители еле говорят на русском, но мат знают даже трехэтажный. Курят за рулем, разговаривают, считают деньги и щелкают семечки, а рулят локтем! И вот за это стоит платить? Стоишь на остановке, мимо едет в автобус, а у него из выхлопной трубы чернющий дым столбом, будто он кирзовыми сапогами заправляется… — рисует живописную картину в соцсетях пользователь Мария Оленникова. — Общественный транспорт одна из самых больных тем нашего города. Если бы мы ездили в чистом, опрятном и безопасном транспорте, за это стоило бы платить».

«Повышение цен на бензин — вопрос относительный, тут скорее вопрос маржи и экономики в целом. Кто захотел обновить парк — тот это сделал, а кто купил через пятые руки уже убитый в хлам сарай на колесах и нелегально влазит между «официалами», тому на покушать заработать и хватит. Зачем ему обновление? Какой ему график? Какое тепло и комфорт? В общем, пока общего порядка не будет, все останется как есть хоть за 50 рублей», — уверен Андрей Федоров.

Остается ждать, отразится ли действующее повышение цены на проезд — а это, между прочим, рост сразу на 25% — на качестве предоставляемых услуг и состоянию машин. И ждать, как поведет себя мэрия: в конце декабря на сессии Законодательного собрания полномочия по регулированию тарифов в общественном транспорте были переданы от Службы по тарифам в муниципалитет.

Виктория Шолохова