Антон Кондратов: «Мы укрепили позиции»

Альтернативный сотовый оператор Tele2 начал работать в Иркутской области с 29 мая, придя на смену региональной компании «Байкалвестком». Появление нового федерального игрока значительно сказалось на стоимости услуг связи в регионе: так, в этом году Иркутская область в исследовании ComNews Research была признана регионом с самой низкой ценой за минуту разговора. Помимо этого Tele2 постоянно работает над повышением качества связи голосовых услуг и мобильной передачи данных. Оператор уже заменил и модернизировал несколько сотен базовых станций, в том числе и в отдаленных районах, и это только начало масштабной работы. Заявленный объем инвестиций в обновление сети в ближайшее время составит более 1 млрд рублей, а в 2016 году компания намерена полностью завершить модернизацию всей сети и вложить дополнительные средства в строительство сети LTE. Приятно, отмечает директор иркутского филиала Tele2 Антон Кондратов, что абоненты видят усилия компании и ценят их: за полгода присутствия на рынке оператор укрепил свои позиции и начал наращивать абонентскую базу.

Антон Кондратов: «Нам важно расти и развиваться вместе с Иркутской областью, с регионом, в котором мы живем и работаем».

— Официально Tele2 оказывает услуги сотовой связи в Иркутской области полгода. Над чем работала компания это время?

— За полгода произошло много заметных событий. Например, мы запустили сети 3G во многих отдаленных территориях, где раньше их не было — Киренский район, Бодайбинский район, Качуг… Работали над заменой и модернизацией оборудования, что позволило повысить качество скоростного интернета. При этом улучшения коснулись не только городов, где проживает основная часть жителей области, но и малых населенных пунктов, а также популярных туристических мест. В итоге наши абоненты могут пользоваться скоростным интернетом там, где его не было ранее. Да и в целом скорость мобильного интернета «подросла». Наша ключевая задача на перспективу — предоставлять качественные услуги связи по наиболее выгодным ценам на всей населенной территории области.

— Расскажите о модернизации сети. Изначально вы планировали вложить в развитие сети в Иркутской области порядка 400 млн рублей в этом году. Однако в начале ноября заявили о стартовавшем грандиозном проекте модернизации с увеличенным объемом инвестиций.

— Да, это так. Когда мы начинали работать в регионе, то понимали, что необходимо провести модернизацию сети и частичную замену оборудования, так как ряд работающих элементов были устаревшими, установленными 10, а в некоторых случаях и 15 лет назад. А на действующем рынке требуется современное и эффективное оборудование. Поэтому с самого начала мы начали менять оборудование Nortel стандарта 2G на оборудование Nokia Networks. Оно показало себя как стабильное и надежное, поддерживающее современные стандарты связи. Еще одним его плюсом является более низкое энергопотребление.

Наша сеть — одна из самых крупных в регионе, она насчитывает более тысячи базовых станций. В процессе работы мы поняли, что потребуется выполнить больший объем замен, чем планировалось изначально. И в итоге сумма инвестиций была увеличена. В этой ситуации логичнее было модернизировать сеть с учетом планов развития, чем тратить гигантские усилия на постоянные локальные работы на отдельных базовых станциях. С начала ноября мы приступили к масштабной модернизации, в которую до конца этого года вложим более 1 млрд рублей.

Мы начали с Иркутска: до конца года здесь будет заменено более 300 базовых станций, в среднем это 50 базовых станций в неделю. В 2016 году перейдем на другие территории: начнется замена оборудования на базовых станциях в Ангарске, Братске, Усть-Куте, Черемхово, Усолье-Сибирском, а также в других населенных пунктах Приангарья.

До конца первого квартала мы хотим заменить на сети не менее чем 75% оборудования. Модернизация закончится в первом полугодии 2016 года. Всего в рамках этого проекта мы заменим оборудование более чем на тысяче базовых станций, то есть практически на всей сети в регионе.

— Когда работы будут закончены, что должно измениться для абонентов?

— Абоненты увидят повышение качества услуг голосовой связи и рост скорости мобильного интернета. Также это позволит нам получить новые инструменты контроля качества предоставляемых услуг и сократить время реакции на обращения абонентов.

По той работе, которая уже сделана, мы видим, что после замены оборудования скорость интернета в среднем вырастает от 8 до 25% по сравнению с тем, что было раньше, даже в периоды пиковых нагрузок. Это хорошие показатели, рост которых нас радует. Но с базовой станцией не получается, как, скажем, с пальчиковой батарейкой — старую убрал, новую поставил — и все заработало. Уже после установки нужно провести огромный объем работ по настройке и синхронизации оборудования. Поэтому судить о реальном росте всех показателей — и скорости мобильного интернета, и качестве передачи речи — можно только на больших кластерах сети. Но уже скоро мы сможем сказать о полной замене оборудования в отдельных районах города. А первый реальный тест-драйв будет проведен уже в Новый год, когда абоненты начнут одновременно звонить и отправлять друг другу поздравления. К этому времени мы должны быть во всеоружии.

— Сейчас вы работаете на сетях 2G и 3G, однако ранее сообщали, что в 2016 году появится 4G. Планы компании не изменились? Надо ли будет дополнительно модернизировать сеть, или процесс, который вы запустили сейчас, уже будет включать в себя подготовительные работы для запуска 4G?

— Планы по запуску 4G сохранились. Мы понимаем, что уровень проникновения оборудования, которое поддерживает формат LTE, все еще невысок. Самой массовой технологией сейчас является 3G, и, по нашим оценкам, она будет сохранять свои позиции еще не менее двух лет. Но мы понимаем, что те возможности интернета, которые сегодня есть, требуют более широкой пропускной способности.

Принцип Tele2 — инвестировать вовремя, и, на наш взгляд, 2016 год — хорошее время для запуска нашей сети 4G в Приангарье.

Модернизация, которая проходит сейчас, не решает задачи обеспечения покрытия LTE. Запуск 4G потребует новой стройки и, соответственно, дополнительных инвестиций. Мы будем устанавливать новые базовые станции, монтировать дополнительное оборудование на имеющиеся станции. Естественно, базовые станции 4G логично устанавливать там, где идет наибольшее потребление трафика — это крупные города и места, где людей много. Этим мы и займемся, начав с Иркутска.

— Мы много внимания уделили качеству услуг, давайте теперь поговорим о ценах. Tele2 — оператор-дискаунтер. Однако стоимость услуг связи в наше время невысока. На ваш взгляд, важно ли абонентам сейчас искать самого дешевого оператора?

— Вопрос не столько для нашего клиента, сколько для любого человека в принципе. Люди смотрят на стоимость даже таких небольших статей расходов, как сотовая связь, тем более сейчас, когда мы постоянно видим повышение цен на предметы повседневной необходимости. Поэтому неважно, дорогая услуга или дешевая. Важно, что люди не хотят переплачивать даже за мелочи. Цена должна быть справедливой на все, и мы обеспечиваем это в сотовой связи, потому что с уважением относимся к нашим абонентам.

— В этом году, по данным независимого исследования тарифных планов крупнейших операторов сотовой связи, проведенного компанией ComNews Research, тарифы компании Tele2 на российском рынке были признаны самыми выгодными для абонентов. При этом Иркутская область оказалась регионом с самыми низкими ценами на сотовую связь. Скажите, как вам это удалось?

— Да, это правда: Иркутская область — регион с самыми низкими ценами на услуги связи в России. Причем в 2014 году Приангарье в этом списке было на 32 месте, а в 2015 году переместилось на 80-е, последнее — рейтинг строился по нисходящей. Мы чувствуем свою причастность к этому. Ведь мы не просто принесли в регион низкие цены: с приходом в Приангарье Tele2 все операторы стали корректировать свою тарифную политику.

— За счет чего вам удается снижать цены? Это демпинг?

— Нет. Для нас низкая цена — это эффективная и привычная бизнес-модель, в которой мы чувствуем себя комфортно. Образ жизни, если хотите. Сегодня средняя цена минуты связи в Tele2 в среднем по всей России (с учетом Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов) — 60 копеек. При этом средняя стоимость минуты в этом году стала еще ниже: в прошлом году этот показатель был на уровне 90 копеек.

В 2014 году на одного сотрудника Tele2 приходилось порядка 11 млн рублей выручки — это очень хороший показатель. Высокая эффективность бизнеса позволяет нам снижать цены для абонентов. Мы не перекладываем наши риски и операционные расходы на плечи клиентов, отсюда и такие цены.

— Несмотря на выгодные цены, в самом начале вашей работы в регионе наблюдался отток абонентской базы на уровне 1-2%. Скажите, сейчас ситуация стабилизировалась?

— Действительно, изначально был отток, но сейчас ситуация стабилизировалась, и уже не первый месяц мы наблюдаем приток абонентов. Это и новые подключения, и возвращение абонентов через MNP (переход от одного оператора к другому с сохранением номера). Сейчас мы укрепили свои позиции и в будущем продолжим идти по этому пути.

— Что вы имеете в виду? Ожидаете увеличения абонентской базы?

— При наших позициях расти быстро не просто сложно, а очень сложно. Больше половины жителей региона являются клиентами Tele2. При таких показателях расти дальше — непростая задача.

Даже при условии того, что 96% населения Иркутской области живет там, где есть наша сеть — 2G или 3G. В 2016 году мы действительно рассчитываем на увеличение количества абонентов. Этому будет способствовать проведенная модернизация сети, а позже — запуск сети 4G.

В целом сотовые операторы еще имеют возможности для роста. В Сибирском федеральном округе на первый квартал 2015 года аналитики оценивали проникновение сотовой связи в 158%. Иркутская область — недалеко от средних значений. А ведь есть регионы, где уровень проникновения превышает 200%. Так что нам есть, куда стремиться. Драйвером для развития рынка, конечно же, является постоянно растущий интернет-трафик. Мы также можем увеличивать абонентскую базу, заходя в населенные пункты, где еще не представлены (как правило, там вообще нет мобильной связи).

— В наше время принято считать, что операторы не строят инфраструктуру в тех территориях, куда им заходить невыгодно.

— Безусловно, сотовые операторы живут по бизнес-моделям и внимательно смотрят на рентабельность всех проектов. Мы же не можем работать себе в убыток. Однако есть ряд территорий, где возможно решить проблему по обеспечению населения связью без больших затрат. В качестве примера могу привести поселок Кривая Лука недалеко от Киренска, там проживает около 400 человек. Из сотовых операторов там представлена только компания Tele2, но местность удаленная, рельеф сложный, и поэтому наш сотовый сигнал был весьма неустойчив. После того как к нам обратился глава поселения, мы нашли возможность установить репитер и теперь более 80% поселка покрыты качественным устойчивым сигналом. Это не единичный пример. Сейчас мы прорабатываем еще несколько аналогичных ситуаций в населенных пунктах, находящихся в отдаленных районах Приангарья.

— Так вас можно назвать социально ответственной компанией?

— Это зависит от того, как понимать социальную ответственность компании. Мы федеральный оператор, однако в каждом регионе, где присутствуем, уделяем внимание не только нашей прямой работе — обеспечению людей качественной связью по честным ценам, но и сложным случаям, имеющим социальный контекст, а также благотворительности и значимым региональным событиям. Нам важно расти и развиваться вместе с Иркутской областью, с регионом, в котором мы живем и работаем.

Екатерина Головина