Антиугонный катехизис

Регулярные сводки и сообщения об угнанных автомобилях спокойно могут воспринимать только пешеходы. Автомобилисты же постоянно озабочены предотвращением кражи своей собственности. Да что там собственность, известно, что автомобиль — не только средство передвижения и дорогая статусная вещь, но и, несомненно, — часть души автовладельца.

По данным и.о. начальника отдела Ивана Антонова, за прошлый год в городе было зарегистрировано 1339 угонов, раскрыто — 222. Чаще всего угоняют автомобили марки Toyota, в 90% случаев — 1998-2000 годов выпуска.

Органы констатируют

Около года назад при УВД Иркутска был создан временный нештатный специализированный отдел по раскрытию краж и угонов автомобилей. По данным и.о. начальника отдела Ивана Антонова, за прошлый год в городе было зарегистрировано 1339 угонов, раскрыто — 222. Чаще всего угоняют автомобили марки Toyota, в 90% случаев — 1998-2000 годов выпуска. Авто российского производства похищаются реже — как правило, на «отечественный продукт» зарятся нетрезвые подростки с целью «покататься». Исключение, впрочем, составляют последние модели «Лада» и «совместные разработки» вроде Chevrolet-Niva, которые «пользуются спросом» у угонщиков.

Особо активны автоворы в Октябрьском, Ленинском (самый насыщенный угонными группировками — Иркутск-II) и Свердловском районах. На периферии автомобили чаще угоняют ночью, в центре — днем.

— Способы не отличаются разнообразием — машины воруют со стоянок возле домов, из гаражных боксов, с парковок. Высматривают «объект» заранее, во время своеобразных «рейдов», иногда следят, чтобы узнать привычки владельца. Сканируют сигнал с брелоков автосигнализации, степень сложности системы для современной техники — не препятствие. Каждая преступная группа старается технически оснастить себя по максимуму — дорогое специальное оборудование «окупается» за пару месяцев, — говорит Иван Антонов.

«Сканер», он же код-граббер, может выглядеть как ноутбук, сотовый телефон, пейджер и действует на расстоянии до 100 метров абсолютно незаметно для автовладельца. Такое оборудование пускают в ход, когда требуется вскрыть машину, не повредив ее — скажем, если авто угоняют «под заказ» или, иногда, с целью выкупа. Если машину похищают с целью пустить на запчасти, разумеется, со вскрытием не церемонятся. Угонщики утверждают, что украдено может быть все что угодно. Группу «специалистов» не смутит и неприступность охранных систем дорогих автомобилей: если технически невозможно отключить сигнализацию, быстро вскрыть автомобиль и уехать на нем, совершается нападение на хозяина, либо автомобиль берется на буксир и увозится в бокс-«отстойник», где преступники могут потратить достаточно времени, чтобы совладать с умной защитой.

По статистике, в большинстве случаев автомобили угоняют именно с целью выкупа. Похитители требуют, как правило, 30% от стоимости похищенного. И, опять-таки по статистике, пострадавшие обычно платят. Поскольку такой расклад стал практически нормой, бизнес процветает. Владельца угнанного авто преступники называют «терпилой». Как правило, он передает деньги посреднику, который сообщает о факте передачи угонщикам, а те выгоняют автомобиль на оговоренное место и ждут, когда хозяин его заберет. Впрочем, у готового заплатить выкуп автомобилиста всегда есть риск встретиться со «швырками» — мошенниками, не имеющими отношения к «угонным» группировкам, которые откликаются на объявления типа «угнанный автомобиль прошу вернуть за вознаграждение» и получают у хозяина деньги, оставляя его ни с чем.

— Обнаружив, что автомобиль похищен, необходимо немедленно звонить в милицию. К сожалению, наши граждане по разным причинам уклоняются от сотрудничества себе же во вред. Нежелание сотрудничать сильно влияет на общие показатели раскрываемости таких преступлений. Да, есть недостаточность кадров или технического оснащения милиции, но в первую очередь раскрываемость зависит от самих граждан, — говорит Иван Антонов.

Граждане, между тем, считают иначе. Пострадавшие, вспоминая о том, как сообщали о происшествии в дежурную часть, обычно передают диалог примерно следующего характера:

— У меня угнали автомобиль…

— И что вы хотите?

— Ну, чтобы вы его нашли?

— Ну, мы, конечно, объявим в розыск…

Совет по безопасности милиционеры дают простой: меньше беспечности.

— Самый простой способ уберечься от угонов — быть бдительным и не бросать без присмотра авто. Даже если машина застрахована и защищена сигнализацией, контроля над ней лучше не терять, — говорит Иван Антонов.

«А еще надежнее, конечно, — ее не иметь», — ознакомившись с этим советом, резюмировала наш главред.

Лучше бы не возвращали!

Ирония иронией, однако сам факт того, что граждане, сетуя на отсутствие энтузиазма и эффективности работы у сотрудников милиции, пытаются решить все своими силами, — весьма показателен. Показательно и то, что результаты этой самостоятельности бывают разными.

— Мне проще было забыть о машине, как только ее угнали однажды ночью из моего гаража, — вспоминает Александр С. — Но авто было приобретено недавно — не бог весть что, Camry 2000 года выпуска, — однако о хлопотах, связанных с поиском и покупкой новой машины, и думать не хотелось. Решил, что быстрее и дешевле будет попытаться вернуть угнанную. Угонщики не звонили, не требовали выкуп, и я стал искать выходы на эту среду через знакомых. Через пару дней мне сказали, что машина найдена, нужны деньги. Я, разумеется, заплатил требуемые 4 тысячи долларов. Машину вернули — со сломанным дверным замком и замком зажигания, но к этому я был готов. Сразу же оформил авто на платную стоянку рядом с домом, в тот же день застраховал по полной программе, включая риск угона. И решил, что теперь-то можно спать спокойно. Не тут-то было! Через два дня машину «увели» снова — прямо с охраняемой стоянки. Эмоции, которые на меня нахлынули, я даже описать не могу. Звонок с требованием выкупа раздался на третий день, и тут уж я себя не сдерживал, объясняя подонкам, что они ничего не получат. Решил ждать приостановления уголовного дела и выплаты страховки. Угонщики, правда, продолжали названивать, цена выкупа все снижалась, но я твердо решил не наступать еще раз на те же грабли. А через две недели, выйдя утром из дома, обнаружил машину у подъезда — изрядно битую и лишенную некоторых запчастей. Как теперь будет решаться эта ситуация со страховой фирмой — не знаю. Страховщики признали сразу, что лучше бы авто не возвращали — страховка, скорее всего, не покроет и половины убытка: запчасти и ремонт будут как-то оплачены, но начальный товарный вид и стоимость автомобилю уже, конечно, не вернуть…

Без фанатизма, пожалуйста

Известно, что угоняют, как правило, слабозащищенные машины. Поэтому хорошая охранная система вполне может отпугнуть преступника. Остается только разобраться, что значит — хорошая система.

Как рассказал Геннадий Курбатов, начальник отдела запасных частей ЗАО «Байкалит СКЦ», занимающегося поставкой автомобилей Mersedes-Benz, фирменные авто избавлены от необходимости ставить на них сигнализацию. По его словам, на заводе все «Мерседесы» оборудуются иммобилайзером хорошего уровня и сигнализацией — их нет только на машинах ранее 1993 года выпуска. Ставить дополнительное защитное оборудование на новые машины дилеры Mersedes не рекомендуют: есть риск повредить бортовую электронику, замена которой влетит в «копеечку».

Того же мнения придерживаются в дилерских центрах BMW, Audi, Volkswagen. Директор ЗАО «TOYOTA Центр Иркутск» Леонид Качаев сообщил, что противоугонным оборудованием оснащаются не все модели Toyota. Тем не менее вмешиваться в электронику автомобиля он также официально не рекомендует.

— Установкой сигнализаций даже в нашем фирменном сервисном центре мы не занимаемся. Клиенты делают это на свой страх и риск. Однако обычно они довольны, — доверительно сообщил господин Качаев.

А вот на неоснащенные противоугонными системами модели марки Nissan защиту можно поставить без риска, но только в фирменном сервисном центре. Renaut снабжает защитным оборудованием все свои автомобили, но, по словам представителей иркутского дилерского центра компании, «противоугонность» вполне можно усилить — также в фирменном автосервисе.

Тем, чья машина не была оборудована противоугонной защитой на заводском конвейере, стоит помнить, что цена комплекта хорошего уровня может доходить до $1 тыс. Профессионалами рекомендуются противоугонные системы фирмы «Альтоника» (Санкт-Петербург) и «Коза-Ностра» итальянского производства.

Вообще же уровень защиты считается адекватным, если стоимость защитного комплекса составляет около 10% стоимости автомобиля. Часто единственным выходом для защиты дорогого авто остается установка спутниковой системы слежения. Угонщики предпочитают не связываться с машинами с подобной начинкой внутри — по желанию клиента обеспечивается постоянный контроль, вся информация о передвижении автомобиля отслеживается при помощи системы GPS и передается владельцу на мобильный телефон. В случае хищения оперативно отреагирует вневедомственная охрана ГУВД Иркутска или частное охранное предприятие, с которым владелец заключит договор. Угнать авто можно, но найти его — дело нескольких минут. Стоимость системы — около 24 тыс. рублей плюс абонентская плата от 1-2 тыс. рублей в месяц, в зависимости от степени опекаемости автомобиля.

И снова о страховке

Убытки от угона автомобиля можно компенсировать при помощи договора автострахования, который во всех компаниях носит общее название КАСКО (от итальянского слова «casco» — «защита», «страховка«) и в полной версии включает страхование на случай хищения автомобиля и кражи его частей. Однако — мы писали об этом в прошлом номере — страховщики не спешат распахивать объятия для всех.

Как рассказал начальник отдела автострахования иркутского филиала группы компаний «Росгосстрах» Андрей Большедворский, обязательное условие для заключения страхового договора — наличие автосигнализации. Машины из так называемой «группы риска» — Toyota Land Cruiser, Toyota RAV4, VW Passat, Lexus, Honda Accord и другие дорогие авто должны быть оборудованы иммобилайзерами.

— В Москве страховщики работают с «рисковыми» машинами только при наличии спутниковой системы слежения. В нашем регионе обладателям такой «навороченной» защиты мы делаем скидку при заключении договора, — заметил господин Большедворский.

С особенным вниманием стоит отнестись к формулировкам договора. Если машину «увели» среди бела дня от парковки перед рестораном, а в договоре обозначено только вечерне-ночное время и неохраняемая стоянка — компенсации владельцу не видать.

— Следует помнить, что выплату страховой суммы ни одна компания не произведет сразу после хищения авто. Происшествие должно быть зафиксировано компетентными органами. Заводится дело об угоне, ведется следствие. Через месяц или два, если результатов нет, дело приостанавливается, владельцу выдается соответствующая справка, которая и дает право на получение страховки, — сообщил Андрей Большедворский. — Параллельно со следствием наша служба безопасности проводит собственное расследование, чтобы убедиться, что угон не был сфальсифицирован.

Особо нечистоплотные страховщики могут и обмануть — грубо и, вместе с тем, изящно. В договоре может быть указано, что страховая сумма выплачивается после закрытия уголовного дела. Между тем закрытие и приостановление дела — очень разные вещи, приостановлено дело может быть через два месяца, а закрыто через 15 лет.

Что же касается возможности вернуть авто за выкуп, здесь, по словам господина Большедворского, страховая компания занимает нейтральную позицию. Хозяин машины сам решает — соглашаться с условиями бандитов или ждать выплаты страховки.