Андрей Логозовский: «Диверсификация позволяет нам расти в условиях кризиса»

Минувший год стал непростым для всех отраслей российской экономики. В очевидном плюсе оказались лишь российские производители пищевых продуктов, для которых введение ответных санкций открыло путь к полкам магазинов, ранее занятых импортными продуктами. А вот сложнее других пришлось секторам, оказывающим услуги, без которых «затягивающие пояса» потребители теоретически могут и обойтись. В их числе ресторанный и туристический бизнес. Масла в огонь подлила и череда банкротств туроператоров. О том, как оценивают ситуацию внутри отрасли, рассказывает генеральный директор одной из крупнейших туркомпаний Прибайкалья — «Гранд Байкал» Андрей Логозовский.

Сергей Исполатов: «Мы продолжим усиление команды и развитие IT-технологий».

— Как вы оцениваете итоги уходящего года для «Гранд Байкала»?

— Год был непростым. В условиях кризиса где-то мы потеряли, но где-то и приобрели. Ощутимое сокращение произошло в сегменте международного выездного туризма. С апреля наше турагентство «Интурист — Магазин Путешествий» фиксирует 30-процентный спад на европейские направления по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Также произошел спад и на более популярные в нашем регионе туры в страны Юго-Восточной Азии. Авиакомпании сократили полетные чартерные программы в страны Азии. Мы наблюдаем низкую глубину продаж, туристы опасаются покупать путевки заранее, беспокоясь о возможном банкротстве оператора. Неопределенность на рынке есть, но у нас ситуация лучше, чем у большинства небольших компаний. Бизнес компании диверсифицирован, мы занимаем разные рыночные ниши. Мы сотрудничаем с одним из крупнейших операторов России. Все это в совокупности позволяет гарантировать выполнение всех взятых на себя обязательств.

Мы не сможем пока говорить о росте туристического потока в Приангарье за счет туристов из других регионов страны. Но иркутяне и жители области действительно стали чаще проводить отпуск в санаториях и пансионатах на Байкале. Так, этой осенью по сравнению с аналогичными периодом прошлого года произошел рост потока отдыхающих на объектах компании «Гранд Байкал» — в санаторий «Электра» (Байкальский тракт) и пансионат «Энергетик» (Тункинская долина, Республика Бурятия) примерно на 15-17%. Наряду с этим мы усиливаем свои позиции по продажам туров на курорты Краснодарского края.

— С какими финансовыми результатами вы заканчиваете 2014 год?

— Нам удалось компенсировать потери по одним направлениям за счет усиления на других. Благодаря диверсификации направлений выручка «Гранд Байкала» по итогам года вырастет примерно на 5% по сравнению с 2013 годом. Однако для улучшения результата мы параллельно занимались оптимизацией процессов внутри компании и повышением эффективности бизнеса. Например, этим летом мы пересмотрели регламент работы одной из жемчужин компании — турбазы «Зама». Это самая удаленная турбаза на Малом море, сюда едут за уединением, рыбалкой и активным отдыхом на природе. В этом году мы впервые стали завозить сюда персонал «вахтовым методом» под приезд туристических групп. За счет такого решения мы снизили свои расходы почти на 2 млн рублей. В совокупности с рядом других мер рост прибыли в два раза превысит динамику по выручке. В сопоставимых показателях по итогам года рост чистой прибыли составит около 10%.

— Какие события вы назвали бы знаковыми для «Гранд Байкала» в этом году?

— Я возглавил компанию чуть более года назад, и весь 2014 год мы проводили укрепление управленческой команды. Особый упор делался на усиление направления продаж, специалистов технической части, сменился управляющий одного из главных объектов компании — «Байкал Бизнес Центра». Сейчас можно сказать, что костяк команды уже сформирован. Также была реализована программа реконструкции и расширения ресторана в отеле «Дельта», что позволило решить проблему организации банкетов для «средних» групп в 60-70 человек. Сейчас этот ресторан готов принимать единовременно до 90 гостей, что позволило нарастить количество проведенных банкетов и свадеб. Почти 4 млн рублей было потрачено на создание детского оздоровительного центра «Малыш» в санатории «Электра». Этот проект позволил «убить сразу трех зайцев». Мы обеспечили комфортное пребывание и оздоровление для детей 2-8 лет. Создали условия, чтобы их родители могли спокойно проходить свои процедуры, пока ребенок проходит свои под присмотром опытных воспитателей и медсестер. И повысили комфортабельность отдыха для гостей без детей, разведя потоки взрослых и шумных малышей. Плюс в этом году был проведен ремонт первого этажа первого корпуса в пансионате «Энергетик».

— Вам принадлежит крупнейший в регионе горнолыжный курорт «Гора Соболиная». После закрытия целлюлозно-бумажного комбината он стал фактически единственным крупным предприятием в Байкальске. Что компания делает для его развития?

— Мы построили новый отель на байкальском горнолыжном курорте «Гора Соболиная», который назван именем компании. Трехзвездочная гостиница открывает свои двери для отдыхающих уже в декабре. Отель «Гранд Байкал» станет самым крупным на курорте — в нем 64 номера — и единственным, построенным по принципу «катание от порога», в непосредственной близости от трасс. Это был сложный проект, но мы с ним справились. С учетом кафе «Высота 900», которое начало работать в полную силу в начале года, мы в 2013-2014 году инвестировали в курорт «Гора Соболиная» порядка 150 млн рублей. Отдельную благодарность хотелось бы высказать администрации Байкальска, она поддерживает все наши начинания и активно помогает в решении возникающих вопросов.

Гостиница, кафе и расширение других служб создает дополнительные рабочие места в Байкальске. В этом сезоне штат сотрудников составляет уже около 300 человек. Проблема в том, что местные жители не слишком активны, зачастую мы вынуждены приглашать сотрудников из других городов на работу «вахтовым методом». Кроме того, процесс развития байкальского курорта мог бы быть более активным, но пока мы сталкиваемся со сложностями в инфраструктуре. Предполагалось, что Иркутский филиал «РосОЭЗ», курирующий проект особой туристической зоны «Ворота Байкала», начнет строительство инфраструктурных сетей уже в прошлом году. Но из-за проблем с подрядчиками теперь срок сдвинулся на 2016 год.

— С какими нестандартными проблемами вы столкнулись в 2014 году?

— Как это ни удивительно, но в первом полугодии нам очень сильно «помешала» Олимпиада в Сочи. Компании сокращали корпоративные бюджеты, резко упала деловая активность. От этого в первую очередь пострадали наши иркутские отели «Байкал Бизнес Центр» и «Дельта». Для ресторанов сложным моментом оказались «контрсанкции». Стоял вопрос с заменой ряда продуктов, но мы пока справляемся с ситуацией. Еще один острый момент, который волнует иркутский турбизнес уже не первый год, стоимость авиаперелетов из центральной России в Иркутск. Имея «под боком» Байкал — уникальный природный магнит для туристов со всего мира, у нас не растет турпоток соотечественников из западных регионов страны.

— Какие значительные тренды вы бы выделили в развитии туристической отрасли?

— Активное внедрение IT-технологий. В 2014 году мы значительное внимание уделили автоматизации внутренних процессов и интернет-продвижению наших услуг. Доля продаж через «всемирную паутину» за год выросла примерно в 2,5 раза. В целом по компании она составила порядка 15%, по гостиничному сегменту — более 25%. Это, конечно, не так много, как у западных компаний, где доля интернет-продаж зачастую достигает 50%, но мы активно развиваемся в этом направлении. С другой стороны, активное развитие технологий играет против нас в сегменте делового туризма. Сейчас многие компании предпочитают проводить call-конференции, большие совещания и переговоры с использованием систем видеосвязи, следовательно, сотрудникам нет нужды приезжать в Иркутск, жить у нас и арендовать залы. Тенденция только намечается, но она очевидна и будет только нарастать. Мы воспринимаем это как объективные вызовы и учитываем их в планах своего развития.

— Какие задачи стоят перед «Гранд Байкалом» в 2015 году?

— Мы продолжим усиление команды и развитие IT-технологий. Также будет продолжена политика обновления действующих объектов. Затраты на реконструкцию составят около 40 млн рублей. Основной объем ремонтов номерного фонда придется на «Байкал Бизнес Центр», санаторий «Электра», пансионат «Энергетик» и базу отдыха «Звездный» под Ангарском. Отдельное внимание будет уделено развитию «Горы Соболиной», которая постепенно становится всесезонным, а не только зимним курортом. К началу летнего сезона мы планируем построить на вершине горы веревочный парк, инвестиции в который составят около 3,5 млн рублей. Также мы приступим к проектированию нового сервисного центра, который должен стать визитной карточкой курорта. Он первым будет встречать наших гостей: здесь разместится фуд-корт, прокаты и комнаты для переодевания, камера хранения и другие службы. В 2015 году мы должны определиться с эскизом здания и приступить к проектированию, строительство начнется в 2016 году. Возможно, мы объявим открытый конкурс на эскиз нового центра среди наших постоянных клиентов, с тем чтобы они самостоятельно определили стиль и материалы, из которых он будет построен.