Анатолий Песенников: «Мы гибко реагируем на меняющуюся экономическую ситуацию»

Шоковая терапия в конце прошлого года — скачок курса доллара и евро, а также резкое повышение ключевой ставки Центробанка — сказалась на банковском рынке: начало 2015 года для кредитных структур было сложным. С ростом ставок по всем видам займов и со снижением реальных доходов люди «затянули пояса». Однако ситуация меняется в лучшую сторону: ставки по ряду банковских продуктов уже вернулись к привычным значениям. Председатель Байкальского банка ПАО Сбербанк Анатолий Песенников уверен, что этот год банк закончит с положительным результатом.

Анатолий Песенников: «Наша задача — поддержать наших клиентов в трудную минуту».

— Анатолий Валерьевич, вы вступили в должность председателя Байкальского банка Сбербанка в начале марта. До этого вы возглавляли Тверское и Краснодарское отделения банка. Какое впечатление произвел на вас наш регион?

— Впечатление только положительное. Байкальский банк в системе Сбербанка — это то подразделение, которое всегда славилось своими положительными результатами и ответственным отношением к делу. Поэтому, когда я ехал сюда, у меня уже было сформированное отношение к банку в целом и к команде. Достаточно много менеджеров Байкальского банка работают в центральном аппарате в Москве и в других банках. Уже по приезду я понял, что не ошибся: мне понравилась система построения дел, я увидел очень эффективную и слаженную работу.

— Вы прибыли в регион в год перемен: весной сменился мэр города Иркутска, осенью был избран новый губернатор. Это как-то отразилось на вашей работе?

— Мы сотрудничаем и с властью, и с коммерческими структурами вне политической привязки. Поэтому со сменой власти ничего не изменилось.

У Байкальского банка Сбербанка подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с правительством Иркутской области. Может быть, в него будут добавлены некоторые новые проекты. Сейчас мы активно работаем с региональной дорожной службой, с различными муниципальными предприятиями, которые нуждаются в финансовой поддержке. Опять же смотрим и на коммерческие проекты, в которых в том числе заинтересованы власти региона.

— В конце ноября власти Иркутской области заявили, что в связи со сложным бюджетом в 2016 году планируется выпуск облигаций на сумму 5 млрд рублей. Вам, как коммерческой структуре, это интересно?

— Вполне возможно, что да. Мы довольно активно работаем с помощью различных финансовых инструментов с правительством Иркутской области. Это другой формат заимствования денежных средств, вот и все. Мы будем участвовать в аукционах, которые будут проходить, по привлечению денежных средств.

— Экономическая ситуация в стране сегодня сказалась на всех сферах, в том числе и банковской. Как обстоят дела у Байкальского банка?

— Действительно, экономические трудности, которые сегодня возникают, это вызов всем нам. Нужно суметь собраться, и не просто выстоять, а сделать мощный шаг вперед в развитии банковского сектора и страны в целом. Никто не обещал, что будет легко. Да, Центробанк резко повысил ключевую ставку до 17,5% в конце прошлого года. Тем не менее

2014 год мы закончили с отличными показателями: наша прибыль по итогам года составила порядка 19,5 млрд рублей, выросли объемы кредитования физических и юридических лиц на 22 и 34% соответственно.

Правда, в конце прошлого года стали «проседать» вклады, и мы почувствовали уменьшение операций на своем балансе. Однако уже в первом квартале этого года все изменилось, и мы не просто закрыли отрицательную динамику, но и увеличили свои остатки. Сейчас у нас идет положительный тренд по операциям по вкладам. В настоящее время на депозитных счетах находится почти 133,5 млрд рублей.

По кредитованию физических лиц ситуация была похожей, только тенденция снижения была более растянутой во времени, по сути, около восьми месяцев. Но по мере того, как ставка уменьшалась, росли и наши показатели по выдаче потребкредитов. Кроме этого, мы регулярно проводим различные акции, участие в которых помогает взять кредит на более выгодных условиях. Так, например, летом мы запускали специальное предложение «Навстречу знаниям», которое позволяло родителям школьников взять займ по ставке, которая на 2% ниже ставки обычного потребительского кредитования. А с 16 ноября мы запустили специальное новогоднее предложение. В его рамках при кредитовании от 400 тысяч рублей минимальная ставка по «Потребительскому кредиту под поручительство физических лиц» составляет 14,5% годовых в рублях, по «Потребительскому кредиту без обеспечения» — 15,5% годовых в рублях. Сейчас мы прогнозируем, что перед новым годом будет всплеск. И это уже видно по клиентопотоку в офисах. Ноябрь и декабрь — это те месяцы, когда наша сеть испытывает двойную нагрузку. И мы к этому готовы.

— Что вы можете сказать об ипотечном кредитовании? Как вел себя этот сегмент в 2015 году?

— Байкальский банк Сбербанка традиционно является лидером по ипотечному кредитованию, в Иркутской области мы занимаем очень высокую долю рынка. Ипотека — долгосрочный продукт, поэтому решение оформить жилищный займ для человека является очень серьезным. В конце прошлого года ставки выросли. Конечно, люди практически не шли на такие предложения, и весь первый квартал рынок находился в ожидании. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки помогла программа «Ипотека с государственной поддержкой», по которой мы начали выдавать кредиты на квартиры в строящихся объектах под 11,9%. Сейчас по этому продукту ставка стала еще ниже — 11,4%. Ипотека с господдержкой была запущена 18 марта, и с апреля мы ощутили рост интереса к жилищным займам и рост выдачи кредитов. На 1 ноября в рамках этой программы Байкальский банк выдал населению более 2700 кредитов на общую сумму 4,7 млрд рублей. Еще 900 заявок по льготной программе сегодня находится на рассмотрении. Этот продукт существенно поддержал рынок.

— Государство запускало ипотеку с господдержкой до конца 2015 года. Как вы считаете, что будет с рынком, если льготные жилищные займы не будут продлены?

— Ничего страшного не случится. Ставки в банке по обычным программам уже приближены к уровню ставок «Ипотека с господдержкой». Например, в Сбербанке ставки по другим жилищным программам — от 12,5%. Кроме того, мы гибко реагируем на меняющуюся экономическую ситуацию. Так, с 26 октября Сбербанк снизил минимальный размер первоначального взноса по жилищным кредитам до 15% стоимости кредитуемого объекта недвижимости.

В таких условиях смысл льготной ипотеки теряется. Сейчас на «Ипотеку с господдержкой» в нашем банке приходится почти 25% одобряемых жилищных кредитов, то есть основная часть все-таки ложится на другие продукты. Всего с начала 2015 года Байкальский банк Сбербанка выдал населению более 14 тыс. ипотечных займов на общую сумму 22,7 млрд рублей. При этом портфель жилищных кредитов банка за указанный период вырос на 8,7 млрд рублей.

— Расскажите, как обстоят дела в сфере кредитования корпоративных клиентов?

— Кризис, который мы наблюдаем сегодня — не отраслевой, поэтому говорить о том, что какая-то отрасль просела, а какая-то выигрывает, нельзя. Несмотря на сложную действующую ситуацию, мы смотрим на все предприятия, которые показывают положительную динамику. Хочу сказать, что

Банк не остановил ни одного проекта, в которые мы зашли ранее и в которых участвовали. Практически все крупные строительные проекты на территории Иркутской области идут с участием Байкальского банка Сбербанка.

Строительство ЖК «Центральный парк», ЖК «Новый», финансирование подрядных работ по строительству автомобильных дорог ООО «Сибна», финансирование строительства социальных объектов ООО «Креста». Наша задача — поддержать наших клиентов в трудную минуту. Если говорить о кредитном портфеле корпоративных клиентов, то количество заемщиков несколько упало, и это естественно: каждый предприниматель в первую очередь считает рентабельность проекта. Однако во втором полугодии тренд переломился, и по кредитованию юридических лиц пошел рост. Если в первом полугодии падение было 12%, то во втором полугодии наблюдается рост 3%. Цифры небольшие, но важна сама тенденция: перелом наступил. Субъекты экономической деятельности приспосабливаются к действующим условиям на рынке.

— Вы сказали, что поддерживаете клиентов в трудную минуту. Речь о каких-то отсрочках выплат?

— Да, сейчас у нас пользуются спросом такие продукты, как реструктуризация задолженности, изменение условий выплат. Одна из возможностей реструктуризации — это изменение графика погашения основного долга. Мы понимаем, что сейчас довольно тяжело идти теми темпами, которыми рынки росли в прошлом году, и по некоторым проектам идем на изменение графика гашения основного долга, не изменяя основной срок кредита. Второй способ — изменение срока кредитования. Таким образом, мы уменьшаем ежемесячные или ежеквартальные платежи наших клиентов. Это более сложная схема, но тоже применимая. Вот основные два момента, которые мы сейчас используем, чтобы сделать жизнь наших заемщиков более комфортной.

— Сбербанк в банковской сфере всегда был одним из лидеров по внедрению различных онлайн-систем. Как обстоит с этим дело у Байкальского банка?

— Мы наблюдаем устойчивый рост подключений к системам «СбербанкОнлайн» и «Мобильный банк». Интернет-банком сегодня пользуются почти 890 тысяч человек. И сегодня самые популярные платежи — оплата ЖКХ, пополнение баланса сотовых телефонов, денежные переводы, оплата штрафов и т.д. В этом году мы продолжили развитие автоматических платежей. Сейчас с помощью этого сервиса можно проводить практически все топовые платежи: в пользу сотовых операторов, за все виды коммунальных услуг, за детские сады. Ежемесячно более 1 млн человек предпочитают проводить таким образом свои регулярные платежи.

Особо подчеркну, что современные банковские сервисы существенно позволяют экономить время наших клиентов. Так, с автоплатежом плательщику и вовсе не стоит выполнять никаких действий для оплаты счетов.

Банк контролирует даты списания, переводит платежи с карты владельца и при этом клиент полностью контролирует все операции по смс. Важно, что комиссия при платежах в удаленных каналах ниже, чаще она вообще не взимается.

— Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время экономическая ситуация не изменится. Какие у вас планы по развитию сети на 2016 год?

— Да, экономическая ситуация непростая, но это не мешает нам развиваться. Мы и в этом году не останавливали свое развитие: занимались улучшением сети, внедрением новых продуктов. За 2015 год уже переформатировали 29 офисов, а закроем год с 36 офисами в новом формате. Мы делаем свою сеть более удобной и доступной. В Иркутске открыли офис для маломобильных групп населения на улице Волжской. На Лермонтова открылся первый в Байкальском банке Центр электронных сервисов — уникальный офис с полным комплексом услуг дистанционного обслуживания корпоративных клиентов. Там все ключевые банковские операции клиенты могут провести самостоятельно с помощью устройств самообслуживания с расширенным функционалом, а также пользуясь специально оборудованными рабочими местами с доступом к интернет-сервисам. В Ново-Ленино и центре города, на Дзержинского, запустили два офиса с центрами ипотечного кредитования. Поэтому в развитии мы не останавливаемся ни на минуту.

В 2016 году банк продолжит переформатирование сети и внедрение новых продуктов. Мы показываем очень хорошие результаты в банковской системе Российской федерации и постараемся не утратить своих позиций.

Виктория Шолохова