Александр Бречалов: «Нужно подчеркнуть важность и значимость предпринимателей»

Иркутск стал площадкой для одного из крупнейших федеральных конкурсов при поддержке Минэкономразвития России — «Бизнес-Успех 2013». Эксперты и региональные СМИ окрестили конкурс «Оскаром для предпринимателей», потому что его победители становятся настоящими «звездами» предпринимательства. Конкурс считается одним из самых масштабных деловых мероприятий России, так как объездил уже 20 регионов и привлек к участию более 10 тыс. предпринимателей. Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Бречалов рассказал корреспонденту «SR-Бизнес» о целях конкурса и его вкладе в развитие предпринимательства в стране.

Александр Бречалов: «Лично у меня не было ни одного проекта в жизни, начиная с 16 лет, который бы давался мне легко»

Special Review: Расскажите о конкурсе «Бизнес-Успех», как он помогает развитию регионов? Оцените эффективность работы глав муниципалитетов по поддержке малого и среднего бизнеса.

Александр Бречалов: Всероссийский конкурс «Бизнес-Успех» мы проводим уже на протяжении трех лет. Стоит отметить, что это один из немногих неангажированных конкурсов в нашей стране. Цель его создания — подчеркнуть социальную важность и значимость предпринимателя для общества, а не просто вручить кому-то призы и награды. Наша главная задача — обеспечить для предпринимателей из малых сел, малых городов, из хуторов определенный рекламный лифт и оказать помощь в развитии. Именно поэтому все инструментарии — и государства, и наших партнеров — мы, можно сказать, «прикручиваем» к нашим номинантам и участникам.

Что же касается эффективности и качества работы муниципалитетов, то лично я оцениваю эти показатели на основе исследования «ОПОРЫ-КРЕДИТ» — «Муниципальная власть и малый бизнес». Необходимо признать, что эффективность этой работы очень низкая, крайне низкая. Приведу конкретные цифры. В тех субъектах федерации, где мы провели исследование, лишь около 10% глав муниципалитетов действительно понимают, что им нужно развивать, и это понимание трансформируется в конкретные программы и в дальнейшем — в деньги на их реализацию.

SR: Участники конкурса наверняка интересуются критериями отбора победителей, призовым фондом, подробностями деловой программой мероприятия. Пожалуйста, раскройте некоторые подробности.

А.Б.: В первую очередь мне хотелось бы поблагодарить всех конкурсантов, подавших заявки на официальном сайте конкурса. Теперь о критериях отбора… В ходе обсуждения жюри конкурса оценивало компании и проекты конкурсантов на основе следующих критериев: прибыльность бизнеса, динамика показателей прибыли за последние 1-2 года, инновационная составляющая бизнеса, креативность и новизна идеи создания бизнеса и масштабируемость бизнеса. В некоторых номинациях мы выбираем по три финалиста, которые прямо на конференции защищают свои проекты перед авторитетным жюри. Помимо этого, в рамках конференции будет определен Народный предприниматель, компания которого получила признание в виде наибольшего количества голосов.

В призовом фонде от спонсоров — денежные призы, банковские карты, сертификаты на участие в профильных выставках, сертификаты на покупку оргтехники, цифровые гаджеты и другие.

Действительно, кроме определения победителей конкурса «Бизнес-Успех», в конференцию включена обширная деловая программа. Это мастер-классы и сессии от предпринимателей, которые уже достигли «бизнес-успеха». Наверняка начинающим бизнесменам участие в программе окажется весьма полезным, ведь на одной площадке соберутся первые лица области, главы муниципалитетов, предприниматели, бизнесмены, банкиры и финансисты. Могу обещать: организаторы конференции — Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» при поддержке Минэкономразвития России и правительства Иркутской области — обеспечат иркутским предпринимателям довольно насыщенную деловую программу.

SR: Перейдем от конкурса к другим, не менее актуальным для бизнеса вопросам. По вашему мнению, престижно ли становиться собственником бизнеса? И вообще, есть ли определенный статус у малого и среднего предпринимателя в нашей стране?

А.Б.: Если мерить некими сравнительными характеристиками, то в принципе статус как таковой у предпринимательства, в том числе у малого бизнеса, есть. Это по сравнению даже с десятью годами ранее. Мы все видим, что восприятие гражданским обществом предпринимателей стало более целостным, качественным. Между тем, к сожалению, со стороны государства в направлении популяризации предпринимательства системной работы пока не видно. И это тоже весьма показательно. Взять хотя бы факт отсутствия государственной пропаганды в этом отношении. За долгое время я могу вспомнить, пожалуй, две или три передачи на центральных каналах, и не факт, что в прайм-тайм, которые говорили о предпринимательстве.

Прогноз на этот год: безусловно, будет коррекция в связи с вступлением в ВТО, но в этом смысле предпринимателям надо вникнуть в правила игры и сделать соответствующие коррекции в своем бизнесе. А если эти коррекции выходят за пределы бизнеса, обратиться в «ОПОРУ РОССИИ», чтобы мы могли изменить это на законодательном уровне, Мы стремимся к тому, чтобы защищать наших производителей и предпринимателей в полной мере.

Безусловно, этот процесс может развиваться и самостоятельно, без центрального телевидения, без широкой поддержки в СМИ, к примеру, двигаться в формате «сарафанного» радио в виде каких-то эпизодических всплесков в прессе, большей частью региональной. Поэтому я уверен, что успешные бизнес-истории интересны не только государству, но и центральным каналам, если их превратить в привлекательный для рекламодателей продукт.

SR: Вы говорите, что власти прикладывают недостаточно усилий для популяризации предпринимательства. Вместе с тем в последние годы большинство экспертов говорят о значительных денежных средствах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Есть ли эффект от этого?

А.Б.: Действительно, порядка 20 млрд рублей выделяется на развитие малого и среднего предпринимательства только из Министерства экономического развития РФ через департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, который возглавляет Наталья Ларионова. Кроме того, деньги на малый бизнес заложены в ряде других ведомств: в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве регионального развития, Минспорте и так далее. Общая сумма довольно внушительна, она точно больше 100-150 миллиардов рублей.

Однако тут возникает вопрос эффективности, ведь он действительно не может быть отдельным. Необходимо его рассматривать в аспекте эффективности управления регионами, эффективности управления муниципальными образованиями.

Если посмотреть статистику, то практически в любом субъекте Российской Федерации, за исключением лидеров, главы муниципальных образований в своем желании попросить деньги на реализацию тех или иных программ очень неактивны. На мой взгляд, программы муниципальных образований должны составлять основу программ субъектов.

В одном муниципалитете проходит федеральная трасса, там можно сделать придорожный сервис. В другом муниципалитете есть тысячи гектаров лиманов, это уже другой бизнес. Есть сегментация, есть понятие кластерность. Лучше всего разобраться, что нужно на территории, может только глава муниципалитета.

SR: Для достижения успеха бизнесмен должен надеяться не только на внешнюю поддержку, но обладать определенными качествами. Какими, на ваш взгляд?

А.Б.: По моему мнению, должен существовать обязательный микс огромной работоспособности с позитивом, замешанным на разумном прагматизме. Лично у меня не было ни одного проекта в жизни, начиная с 16 лет, который бы давался мне легко. Конечно, не нужно пренебрегать базовыми вещами: перед тем как что-то начать, надо открыть книжку, а лучшие три-четыре, пройти некие азы предпринимательства.

SR: Функционирование института предпринимательства невозможно без вовлечения в этот процесс молодежи. Что вы можете предложить как президент «ОПОРЫ РОССИИ» в данном направлении?

А.Б.: Необходима комплексная работа. Во-первых, нужно провести так называемую инвентаризацию всех успешных практик работы с молодежью, которые уже в России есть. У нас есть пример реализации программы «Достижения молодых» в Татарстане. Программа выросла в реальные школьные кампании, в реальные движения, в реальные продукты, в достаточно большое количество девушек и юношей, которые ориентированы на предпринимательство уже в школе. Без сомнения, это прекрасный кейс.

Мы имеем широкое представительство в регионах и ведем конструктивный диалог со всеми политическими площадками. Значит, мы должны этот опыт транслировать. Это первое, что мы сделаем. Далее, конечно же, необходимо наладить обратную связь с молодежью. Как они видят предпринимательство в России? И работать с теми проблемными точками, с теми возражениями, которые у них имеются в головах. Мы можем себе напридумывать всего чего угодно, нарисовать программы и просить под это деньги. Но если проблема молодежи кроется в другом, то, наверное, КПД наших действий будет очень низким.

SR: Ваш прогноз, как экономический, так и для бизнес-сообщества, на 2013-й?

А.Б.: Я уверен, что все будет только лучше. Я не сторонник рассуждать на тему экономического кризиса, поэтому ни меня лично, ни предпринимателей не должны страшить какие-то экономические проблемы, даже если это кризис. Прогноз на этот год: безусловно, будет коррекция в связи с вступлением в ВТО, но в этом смысле предпринимателям надо вникнуть в правила игры и сделать соответствующие коррекции в своем бизнесе. А если эти коррекции выходят за пределы бизнеса, обратиться в «ОПОРУ РОССИИ», чтобы мы могли изменить это на законодательном уровне. Мы стремимся к тому, чтобы защищать наших производителей и предпринимателей в полной мере.

«Бизнес-Успех» в подробностях

Одна из целей проекта «Бизнес-Успех» — развитие горизонтальных связей между муниципалитетами: обмен опытом и трансляция успешных практик развития предпринимательства. В рамках конференции, в ходе деловой сессии «Территория бизнеса — территория жизни», участниками будут подняты вопросы развития территорий через предпринимательство, изменения страховых взносов для ИП, успешных практик развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, административных барьеров и административной поддержки, реализации федеральной программы развития предпринимательства, источников финансирования малого бизнеса.


Формат сессии предполагает живое и открытое обсуждение проблем предпринимательства региона и страны в целом между властью и деловым сообществом области. Президент «Опоры России» Александр Бречалов, представители федерального Минэкономразвития России и региональной власти ответят на актуальные и злободневные вопросы предпринимателей из зала, которых просят «обнажить» все те проблемы, которые, по их мнению, мешают развивать их бизнес. В ходе сессии будут также выявлены и награждены лидеры рейтинга муниципалитетов Иркутской области, которые продемонстрировали наиболее высокие показатели в поддержке малого бизнеса в своем районе.


Практическими советами по ведению бизнеса поделятся известные российские предприниматели в ходе сессии «Лучшие стратегии продвижения бизнеса». Среди них — герой бизнес-бестселлера «И ботаники делают бизнес», владелец сети пиццерий «Додо Пицца» Федор Овчинников. Федор проведет мастер-класс «4 мотивирующих кейса для малого бизнеса», после которого ответит на вопросы иркутских предпринимателей и даст персональные рекомендации по ведению бизнеса в ходе B2B-встреч. Не менее впечатляющей историей успеха поделится Александр Свинин, директор рекрутинговой компании SmartStart, которая помогает людям найти работу через социальные сети. Известный иркутский предприниматель — создатель турооператора «Байкалов» и организатор более десятка увлекательных экспедиций и необычных проектов Анатолий Казакевич расскажет участникам о специфике ведения туристического бизнеса на Байкале. Среди спикеров ожидается также создатель масштабного туристического проекта «Байкал5.Ру» и финалист GSEA Global в Нью-Йорке в 2011 году Юрий Девятков.