Аларский дацан: третья реинкарнация

Буддизм для жителей Иркутских земель совсем не чуждая вера. Даже те, кто исповедует православие, с большим уважением относятся к ламам и испытывают легкий трепет в душе, заходя в дацан или даже просто проезжая мимо него. Любопытно, что первый буддистский храм в Приангарье появился еще 200 лет назад. Это Аларский дацан, имеющий весьма запутанную историю. В настоящее время он, к сожалению, разрушен. Однако энтузиасты хотят восстановить его во что бы то ни стало — они уверены, что храм, который выстоял даже в самые сложные времена, сможет помочь обрести умиротворение и многим современным людям.

В течение долгого времени этот четырехъярусный храм, опоясанный колоннами, считался одним из самых величественных буддистских сооружений Сибири.

Символичные связи

Аларский дацан стал самым первым буддистским храмом, открывшимся в Приангарье и ближайшим к Иркутску. Его история началась вскоре после 1809 года, когда ламаизм стал распространяться в Аларском ведомстве.

Сначала в бурятском селе Аларь Хигинского улуса поставили походный шатер, приспособленный под буддийские службы. Однако тайше (главе поселения) Василию Баймину этого показалось недостаточно. И поэтому в 1811 году он в возрасте 70 лет отправился в Забайкальск верхом на лошади к хамбо-ламе (титул главы в буддизме) с ходатайством о создании нового дацана. Его инициатива была одобрена, и путник вернулся в Аларь уже в сопровождении настоятелей и со священными книгами, сразу же приступив к строительству. Храм был освящен в 1814 году. Правда, сам Василий до этого момента не дожил, поэтому почетную миссию по открытию дацана продолжил его сын Батор. Ученый и общественный деятель Ц. Жамсарано так описывал сооружение: «Дацан построен на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик».

В течение долгого времени этот четырехъярусный храм, опоясанный колоннами, считался одним из самых величественных буддистских сооружений Сибири. Однако спустя сто лет сооружение заметно обветшало, из-за чего было решено снести старый храм и построить на его месте новый. По замыслу проектировщиков, здание должно было сохранить прежние размеры, за исключением фасада, где планировалось создать галерею. Для прочности предлагалось сделать каменный фундамент, чего не было прежде. Весной 1892 года началось строительство, и через год здание уже было готово. Деньги на реконструкцию храма собирали всем селом, во многом помогли местные купцы и просветители. Среди них известный сохранением одноименной рощи Петр Баторов, Самсоновы, Матхановы и представители других родов.

К слову, Аларский дацан вообще связан со многими известными именами. Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов, нетленное тело которого сейчас находится в Иволгинском дацане, служил в свое время в храме на Аларской земле. Об этом практически ничего неизвестно, есть только информация, что Итигэлов пробыл в Аларском дацане два года, а после того, как наладил здесь дела, был переведен в другой храм.

Помимо ламы Итигэлова здесь служил и Агван Доржиев, основавший дуган (название храма в тибетском буддизме) на озере Алят. В роду генерала Або Шаракшанэ были бурятские ламы.

Особо символичной является связь с Аларским дацаном у Александра Вампилова, родившегося в поселке Аларь. Известный драматург словно стал звеном, соединяющим в себе две разные веры. В роду по отцу, буряту, у него было несколько лам, которые служили в Аларском дацане, а в роду по матери — поколения священников. Многие исследователи предполагают, что, возможно, именно этот факт сыграл значимую роль в формировании мировоззрения прославленного на весь мир драматурга.

Камень преткновения

s1605
Особо символичной является связь с Аларским дацаном у Александра Вампилова, родившегося в поселке Аларь.

Итак, несмотря на то, что новый храм был построен в 1893 году, его освещение и открытие состоялись только через пять лет. Серьезным препятствием стала политическая ситуация конца XIX века — буддизм в то время вытеснялся в России, а ламы подвергались гонению.«Глава Иркутской губернии подписал указ, который сильно ущемлял права лам Аларского и других дацанов. Согласно документу, строго запрещалось всякое взаимодействие с хамбо-ламой и другими представителями буддизма. Монахи в то время не могли даже покинуть территорию дацана без письменного разрешения. Если настоятель храма умирал, то назначить нового не могли, так как за получением ученой степени нужно было ехать в Бурятию, а туда приверженцев буддизма не пускали. Вот и получалось, что ламы умирали, а взамен них не приходили новые. Таким образом, уничтожалось буддистское духовенство Приангарья», — рассказывает сегодня лама Шираб (в миру — Алдар Эрдэмович Долгоржапов).

Перед освящением буддистского храма важен был последний штрих — подготовка ганжира. В медном сосуде, находящемся на верхней точке дацана, хранились священные книги, благовония, драгоценности и другие реликвии. Без ганжира ни одно религиозное сооружение не имело права начать проводить службы. Перед открытием Аларского дацана монахи заказали священные книги из Тибета. Посылка была отправлена на рецензирование во Владивосток, откуда, естественно, уже не вернулась. В итоге ни одна из выкупленных реликвий в храм так и не попала. Но необходимые предметы все же удалось достать (как именно, история умалчивает), и восстановленный храм возобновил свои службы.

Ламами не становятся, ламами рождаются

Сегодня в память о самом первом буддистском центре в Приангарье стоит лишь небольшая деревянная постройка в поселке Аларь.
Сегодня в память о самом первом буддистском центре в Приангарье стоит лишь небольшая деревянная постройка в поселке Аларь.

После прихода советской власти Аларский дацан был уничтожен. По одной версии — буддистский храм сожгли, по другой — здания разобрали, из бревен потом построили школьную столовую и прачечную.

В память о самом первом буддистском центре в Приангарье в поселке Аларь стоит лишь небольшая деревянная постройка. Есть скромный храм и в районном центре Кутулик, где как раз и служит лама Шираб. Возвести новый Аларский дацан он мечтает именно здесь, а не на его историческом месте. Во многом это связано с прагматическими причинами — через Кутулик проходит федеральная трасса, и посетить буддистский центр сможет максимальное количество желающих. Если же воздвигать глобальный религиозный комплекс в поселке Аларь, его историческом месте, то для начала необходимо хотя бы отремонтировать дорогу в сторону этого населенного пункта. Наш водитель предпочел ехать по неудобной обочине, минуя асфальт двадцатилетней давности.

В дореволюционной России Аларский дацан являлся не только культовым сооружением, но и просветительским центром, где местные жители обучались русской, монгольской и тибетской грамоте. Нечто подобное энтузиасты планируют возродить и сейчас: при восстановленном храме будет действовать школа, работать астролог и врач тибетской медицины.

Аларский дацан, как и все традиционные буддийские сооружения, состоял из четырех ярусов, именно таким его хотят и воссоздать. Первый ярус — подвальные помещения, где размещались бытовые комнаты, учебные классы, столовая и общежитие. На втором ярусе (первом этаже) находилась алтарная часть, где проводились службы. Третий ярус был создан для улучшения акустики; потолок между двумя этажами был полый. Отсюда же послушники оповещали прихожан о начале службы с помощью специальных раковин. Считалось, что звук привлекает не только людей, но и духов, хозяев здешней местности. Верхняя часть храма была предназначена для божеств, которые посещали молебствия. По словам ламы Шираба, они садятся на четвертый ярус, словно самолеты на аэродром.

Этим летом Аларский дацан отметил свое 200-летие. Эта дата, уверены здесь, открыла новую страницу в истории легендарного буддийского храма этнической Бурятии. На празднование юбилея прибыл глава Буддийской традиционной Сангхи России, ХХIV-й Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев. Ровно сто лет назад, в дни празднования 100-летия Аларского дацана, в июле 1914 года, верующие прихожане и представители царской администрации приветствовали здесь же XII Пандито хамбо-ламу Даша Доржо Этигэлова. А это значит, что и через следующие сто лет село Аларь будет сохранять роль главного духовного центра, вокруг которого всегда кипела жизнь.

Анастасия Елизарова