Аэропорты подтянулись к югу

Спрос на черноморское направление восстановил пассажиропоток в Сибири
Большинство сибирских аэропортов по итогам девяти месяцев 2021 года восстановили или даже превысили пассажиропоток допандемийного 2019 года. В заметном минусе остались авиаузлы Иркутска и Томска. Лидером роста стал аэропорт Горно-Алтайска, который в январе–сентябре обслужил в 3,4 раза больше, чем за тот же период 2019 года. Крупнейшие операторы в Сибири объясняют восстановление показателей ростом внутреннего южного направления и постепенным открытием границ.

За январь–сентябрь 2021 года большинство сибирских аэропортов восстановили существовавший до пандемии пассажиропоток. Фото Александра Миридонова

Восемь из 11 основных аэропортов регионов Сибирского федерального округа (СФО), по данным Росавиации, в первые девять месяцев 2021 года восстановили или увеличили существовавший до пандемии пассажиропоток. Наибольший рост по сравнению с 2019 годом (в 3,4 раза — до 266,7 тыс. человек) — в Горно-Алтайске, через который туристы со всей России едут на горные курорты Республики Алтай.

По сравнению с показателями 2019 года в полтора раза (до 295,6 тыс. человек) увеличил пассажиропоток аэропорт Новокузнецка. Он обслуживает существенную часть турпотока на горнолыжный курорт Шерегеш, который также получил активное развитие в пандемию. Аэропорт Кемерово в январе–сентябре 2021 года обслужил 417 тыс. пассажиров. Рост за два года составил 6,2%.

Крупнейший в Сибири аэропорт Толмачево (Новосибирск) по итогам девяти месяцев восстановил пассажиропоток до уровня 2019 года, обслужив, по данным Росавиации, почти 5 млн человек (+1,3% к январю–сентябрю 2019 года). Как уточнили „Ъ-Сибирь” в пресс-службе Толмачево, в основном увеличение пассажиропотока произошло за счет внутренних направлений. «Большой прирост отмечен на южных направлениях: Сочи, Анапа, Симферополь. Из новых международных направлений — Пунта-Кана (Доминиканская Республика), Каир (Египет), Рас-эль-Хайма (ОАЭ)», — отметили в пресс-службе. По информации аэропорта, в сентябре на направлениях юга России пассажиропоток увеличился на 64,8% к уровню 2019 года. Самыми популярными городами стали Анапа и Ростов-на-Дону (рост в два раза), Сочи и Краснодар (в 1,7 раза), Минеральные Воды (на 36,7%). Направления из Новосибирска в Новокузнецк и Горно-Алтайск показали самый динамичный рост относительно сентября 2019 года — в 2,6 раза и в 2,4 раза соответственно.

Аэропорт Красноярска (Емельяново) в январе–сентябре 2021 года, по данным Росавиации, обслужил почти 2 млн пассажиров, улучшив показатель девяти месяцев 2019 года на 5,5%. В пресс-службе Емельяново рост также связали с увеличением спроса на отдых на российских курортах (новым направлением 2021 года стал Геленджик). «Программы полетов на юг России и Дальний Восток позволили значительно развить трансферный пассажиропоток», — отметили в пресс-службе. Восстановление международного пассажиропотока, по данным пресс-службы, происходило преимущественно за счет стран СНГ (Ош, Бишкек). Также открывались новые направления и в страны дальнего зарубежья: Занзибар, Египет, Кипр, ОАЭ. До конца 2021 года красноярский аэропорт рассчитывает обслужить 2,58 млн пассажиров — на 1% больше, чем в докоронавирусном 2019 году, и в полтора раза больше, чем в 2020 году.

Вместе с тем третий по величине пассажиропотока аэропорт Сибири — иркутский — сохраняет отрицательную динамику. За девять месяцев 2021 года он обслужил 1,5 млн человек, что на 17,5% ниже аналогичного показателя 2019 года. Летом пресс-служба аэропорта отмечала, что, несмотря на рост пассажиропотока относительно 2020 года, вернуться к допандемийным показателям «удастся не скоро». Восстановить показатели посещаемости не смог также аэропорт Томска, который позже остальных — только в октябре 2021 года — возобновил международные рейсы. В январе–сентябре он обслужил 342,8 тыс. человек, что в 1,6 раза меньше, чем в те же месяцы два года назад.

Омский аэропорт с начала года увеличил пассажиропоток к допандемийному году на 8,3% (до 1,1 млн человек), барнаульский — снизил на 5,7% (до 384,1 тыс. человек). Авиаузлы Абакана и Кызыла обслужили 194,1 тыс. и 65,9 тыс. человек, рост за два года составил 18,5% и 51,8% соответственно.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что увеличение пассажиропотока в основных аэропортах Сибири связано не только с активным интересом жителей Сибири к курортам юга страны, но и с такими факторами, как рост количества вводимых внутренних и межрегиональных рейсов. Интерес граждан к авиаперелетам, по мнению эксперта, поддерживают субсидированные государством внутренние рейсы. Добавят цифры по пассажиропотоку и перелеты по зарубежным курортным направлениям (Египет, Турция и Таиланд).

Дарья Решетникова
Полная версия