Аэропорт увидел горизонты развития

Театр начинается с вешалки, а город — с аэропорта и вокзала. И если к иркутскому вокзалу в настоящее время претензий нет, то вот судьба Международного аэропорта Иркутск обсуждается бурно. Весной 100% акций аэропорта были переданы из федеральной собственности в собственность правительства Иркутской области. В планах областных властей — за пять лет увеличить пассажиропоток аэропорта почти в два раза, до 3 млн человек, а также превратить региональный авиаузел в крупный логистический хаб.

Возможность передачи ОАО «Международный аэропорт Иркутск» из федеральной собственности в региональную обсуждалась в течение нескольких лет. Варианты были различные. В частности, Министерство транспорта РФ могло передать в собственность правительства Иркутской области контрольный пакет акций — 51%, а остальные 49% акций продать на торгах, чтобы привлечь к сделке крупных российских или даже международных инвесторов. Также было возможно передать порядка 75% акций в регион, а 25% продать потенциальным инвесторам — это бы дало возможность правительству Иркутской области позже самим искать партнеров и инвестиции, сохраняя при этом за собой контрольный пакет акций. Но в итоге на федеральном уровне было принято другое решение: в конце декабря 2014 года президент страны Владимир Путин сообщил, что 100% акций Международного аэропорта Иркутск будут переданы правительству Приангарья в апреле. Чиновники сроков не сорвали: 3 апреля стало известно, что аэропорт передан в областную собственность.

«Реконструкция будет в первую очередь нацелена на совершенствование обслуживания пассажиров и обработки грузовых потоков, безопасности полетов и техобслуживания лайнеров. В ближайшие пять-семь лет аэропорт Иркутска должен стать узловым хабом федерального значения в Сибирском федеральном округе по обслуживанию внутрироссийских и международных авиаперевозок. К этому времени пассажиропоток необходимо довести до трех миллионов человек в год, что в 1,7 раза больше, чем в 2014 году», — отметил тогда губернатор, а в настоящее время исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко.

Для такой масштабной модернизации требуются значительные финансовые ресурсы. Как сообщала пресс-служба губернатора, общий объем инвестиций в аэропортовый комплекс оценивался более чем в 20 млрд рублей. Сама передача аэропорта их федеральной собственности в региональную проводилась для того, чтобы областное правительство могло привлекать к развитию объекта инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Среди потенциальных инвесторов назывались разные компании. В мае Сергей Ерощенко объявил, что переговоры об инвестиционном сотрудничестве ведут с крупными компаниями из Китая и Южной Кореи. Государственная корпорация «Ростехнологии» дала предварительное согласие на строительство центра технического обслуживания самолетов, ОАО «Роснефть» — на создание центра топливного обеспечения. То есть часть партнеров по проекту уже найдена, что говорит о скором начале работ.

Планы и перспективы

В настоящее время в правительстве региона разрабатывается программа развития ОАО «Международный аэропорт Иркутск», сообщил на майском совещании в аэропорту Николай Слободчиков, и.о. первого заместителя председателя правительства Приангарья. «В 2015 году мы будем работать над завершением реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы. Она должна отвечать абсолютно всем требованиям эксплуатации современных лайнеров, — подчеркнул он. — Вторая задача — развитие аэродромного комплекса, включая систему комплексного технического обслуживания самолетов, новый заправочный комплекс». Вопрос с переносом аэропорта на новую площадку пока перестал быть актуальным: из планов областного правительства видно, что в настоящее время ставка делается на модернизацию действующего объекта.

По оценке Николая Слободчикова, на реконструкцию действующей взлетки — планируется реконструировать центральную часть полосы протяженностью 900 м — потребуется порядка 300 млн рублей. Источник финансирования работ господин Слободчиков не назвал, однако пояснил, что деньги будут найдены, и напомнил, что в настоящее время иркутский аэропорт — это успешно работающее прибыльное предприятие. Что касается строительства второй ВПП, то он обсуждался властями на перспективу. Как заметил Николай Слободчиков, реконструкции действующей полосы хватит примерно на пять лет.

Сроки реконструкции других объектов аэропортовой инфраструктуры — в частности, международного терминала — правительство региона пока не называет. Зато специалисты отрасли видят дополнительные точки роста, на которые в будущем можно было бы сделать акцент. «На мой взгляд, определенный спрос в среднесрочной перспективе может быть и на терминал бизнес-авиации, — уверен Алексей Германович, долгое время входивший в состав совета директоров иркутского аэропорта. — С точки зрения инвестиционной привлекательности региона это своего рода бонус вроде наличия 5-звездных отелей. Сами по себе такие объекты не приносят для аэропорта определяющей доли прибыли, но российские и зарубежные предприниматели, которые услугами таких объектов пользуются, в итоге могут принести в регион серьезные инвестиции. Этот тренд мы будем наблюдать в ближайшие годы». Эксперт уверен, что у деловой авиации в России, как у страны с огромной территорией, большое будущее. Особенно это актуально для регионов Сибири, поскольку сейчас, чтобы попасть из одного соседнего региона в другой, приходится летать через Москву. А стоимость перелета корпоративной группы часто бывает такова, что бывает дешевле нанять самолет малой авиации для прямого рейса, заодно сэкономив драгоценное время. Хотя по объемам перевозок приоритет, конечно же, останется за куда более важными во всех отношениях внутренними и международными коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками, добавляет господин Германович, поэтому сказать, когда именно терминал бизнес-авиации появится в Иркутске, не может никто.

Объемы растут

Как правильно заметил господин Слободчиков, ОАО «Международный аэропорт Иркутск» — успешное прибыльное предприятие. По ряду показателей оно значительно более успешное, чем аэропорты в других крупных городах. По итогу 2014 года предприятие сработало с прибылью в размере 357 млн рублей, превысив плановый показатель на 52%. «Ключевым фактором стало то, что при росте пассажиропотока, а этот показатель мы планировали на уровне 1,5 млн человек, по факту он составил 1,7 млн, менеджмент смог удержать рост расходов. В результате пассажиропоток вырос на 9%, а расходы только на 0,2%. Также отмечена хорошая динамика доходов от неавиационной деятельности», — сообщил Алексей Германович.

Прошлый год был очень удачным для аэропорта по многим показателям. Так, в течение года предприятие обслуживало 72 рейса, что на 11 больше, чем в 2013 году. Количество самолетовылетов за год составило 12,84 тыс. — на 11% больше плана. Также в течение года аэропорт получил разрешение Федерального агентства воздушного транспорта на обслуживание новых типов воздушных судов — речь об «Аэробусе А-330», «Боинге-747» и «Боинге-777». Эти модели самолетов используют несколько российских компаний. Один из первых рейсов на «Боинге-777» будет совершать авиакомпания «Оренбургские авиалинии» по маршруту Иркутск—Симферополь. Алексей Германович отметил, что по динамике роста пассажиропотока иркутский аэропорт обогнал другие крупные региональные аэропорты. Если у него в 2014 году этот показатель в сравнении с 2013 годом увеличился на 10%, то у аэропорта Кольцово (Екатеринбург) прирост нулевой, Толмачево (Новосибирск) показал снижение пассажиропотока на 2%, в Сургут — на 1%, а в Хабаровске падение произошло сразу на 9%.

Через кризис — к росту

В последние годы пассажиропоток иркутского аэропорта стабильно растет на 100-150 тыс. человек в год. Об этом свидетельствуют цифры. Так, в 2010 году было перевезено 1,079 млн человек (+26% к аналогичному периоду), в 2011 году — почти 1,26 млн человек (+17%), в 2012 году — 1,4 млн пассажиров (+12%), в 2013 — более 1,5 млн. Такая стабильная положительная динамика дает чиновникам право рассчитывать, что через пять-семь лет число пассажиров, летающих через Иркутск, вырастет почти в два раза. Однако планы областного правительства может скорректировать экономический кризис. По итогам работы первых четырех месяцев этого года ОАО «Международный аэропорт Иркутск» уже почувствовал на себе негативные тенденции. Как сообщил директор по экономике и финансам предприятия Александр Лавриненко, перевозка грузов в этот период снизилась на 28%, почты — на 8%, на 28% произошло снижение пассажиропотока на международных направлениях. «Однако нам удалось на 2% увеличить число самолетовылетов, до 3,84 тыс., и снизить расходы на 3%, добиться роста пассажиропотока на внутренних линиях на 5%», — добавил эксперт. Объем продаж аэропорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 9% и составил 584,76 млн рублей, а прибыль снизилась почти в два раза, до 47,32 млн.

Александр Лавриненко полагает, что эти негативные тенденции — временные. Руководство аэропорта рассчитывает на летнее сезонное повышение пассажиропотока. Объем отчислений на инвестиционное развитие, которые может производить аэропорт, пока не называется, однако ясно, что чем более прибыльным будет деятельность предприятия, тем больше средств на эти цели может быть направлено.

Ряд экспертов опасаются другого: удастся ли в сложных экономических условиях привлечь к развитию аэропорта инвесторов? Алексей Германович считает, что это не так: «Не стоит опасаться, что на падающем рынке привлечь инвестора будет сложно. Наоборот, когда рынок находится на спаде, можно и нужно доказывать потенциальным инвесторам, что затем, когда последует экономический рост, возможности заработать будут на порядок выше, чем при стабильной экономике. Кризис — время новых возможностей», — уверен господин Германович.