«Аэрофлот» требует госгарантий

„Ъ” стали известны детали стратегии «Аэрофлота» по созданию дальневосточной авиакомпании на базе «Владивосток авиа» и «Сахалинских авиатрасс». В основе ее лежат гарантии субсидирования государством региональных и местных авиалиний. Но эксперты считают такую базу для проекта не слишком прочной.

В ноябре совет директоров «Аэрофлота» рассмотрит стратегию создания в 2013 году дальневосточной авиакомпании (ДВА) на базе «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток авиа» на паритетных началах с государством. „Ъ» удалось ознакомиться с документом. В нем говорится, что в капитале ДВА будут участвовать субъекты Дальневосточного ФО, получив в ней 49% пропорционально своим вкладам. Желание участвовать в проекте уже выразили Чукотский АО, Сахалинская область, Приморский край, Магаданская область. Также «Аэрофлот» хочет видеть в проекте Хабаровский и Камчатский край, но они пока согласия не дали. Основным вкладом регионов в развитие перевозчика будут являться госгарантии и субсидии на межрегиональные и внутрирегиональные перевозки, а также передача «Аэрофлоту» существующих профильных активов: авиакомпаний, объектов инфраструктуры и так далее.

В презентации «Аэрофлота» подчеркивается, что проект ДВА может быть осуществим только при субсидировании перевозок, причем контракты на них должны заключаться не на год, а на более длительный период. Оптимальным вариантом, по мнению авиакомпании, могли бы стать гарантии субсидий на поддержку региональной и местной авиации на срок не менее трех лет. В 2012 году общая сумма субсидий, направленная на заключение договоров с 11 авиакомпаниями для осуществления дальневосточных льготных перевозок по 33 направлениям, составила 2,5 млрд руб. В результате к началу октября рост пассажиропотока в целом по Дальнему Востоку составил 12%. В 2013 году на развитие региональных и местных авиаперевозок в ряде округов из бюджета планируется направить 2,9 млрд руб. Также планируется выделить порядка 3 млрд руб. на реализацию программы льготных пассажирских перевозок с Дальнего Востока и развитие регионального авиасообщения.

По оценкам «Аэрофлота», субсидии, а также отсутствие транспортных альтернатив, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга и развитие экономической активности в регионе приведут к существенному росту пассажиропотока в ближайшие три года. Так, в аэропорту Хабаровска к 2015 году он должен увеличиться на 42%, во Владивостоке — на 32%, в Южно-Сахалинске — на 18%.

К этому времени на базе указанных аэропортов «Аэрофлот» планирует развить маршрутную сеть ДВА, выполняя рейсы по 38 маршрутам на территории субъектов, принимающих участие в проекте. Но для этого потребуются вложения в обновление флота. В документе отмечается, что 70% из 28 воздушных судов, входящих в текущий парк «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток авиа», устарели и не применимы для создания ДВА. Поэтому планируется, что в течение пяти лет парк воздушных судов объединенной авиакомпании претерпит существенные изменения. В итоге в нем будет 35 самолетов, в том числе 10 самолетов семейства Военщ 737/А1гЪш 320 вместимостью 120 кресел. Для обслуживания внутренней сети маршрутов в ДФО планируется использовать 10 турбовинтовых самолетов емкостью до 50 кресел (семейство ATR42/Q400) и 15 судов малой емкости — до 20 кресел (SkyLander/L410).

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «подход правительства к развитию региональных перевозок на Дальнем Востоке совпадает с интересами глав местных администраций и предусматривает создание единого дальневосточного перевозчика». В этой связи, считает эксперт, «Аэрофлот», владеющий «Сахалинскими авиатрассами» и «Владивосток авиа», является «наиболее логичным партнером». По мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, проект вполне реализуем, но нельзя закладывать в его основу субсидии, являющиеся в большинстве случаев временной мерой.

PDF полосы