С коррупцией бороться будем? На деле

Дело известного в Иркутске предпринимателя, инвалида-колясочника Дмитрия Матвеева, для широкой общественности стало своего рода лакмусовой бумажкой готовности борцов с коррупцией (на словах-то серьёзно настроенных) по-настоящему зачистить прогнившую систему от продажных оборотней в погонах. Напомним, что суд в середине октября оправдал Матвеева, которому пытались пришить похищение человека и самоуправство. Но сам предприниматель считает, что рано ставить точку, праздновать победу и говорить о торжестве справедливости. Он взывает к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на то, как строилось расследование и шёл судебный процесс. Бизнесмен утверждает, что весь этот сценарий отыгран по указке и на средства его бывшей жены, «дамы с авторитетом» — Татьяны Казаковой, вознамерившейся отжать его активы и уничтожить экс-супруга физически. Если это так, то место в тюрьме заждалось не Матвеева, а тех, кто фабриковал его дело.

О своём нежелании мириться с произволом и коррупцией в правоохранительной системе Иркутской области Дмитрий Матвеев прямо заявил на пресс-конференции 21 октября. Да, его приговор оправдательный. Но если сейчас попустительски махнуть рукой, то кто следующий? Кого ещё по заказу тех или иных интересантов замесит эта безжалостная, бессовестная и алчная машина?

Общаясь с журналистами, предприниматель ещё раз обозначил ключевые моменты, которые, как он уверен, явно сигнализируют о заказном характере его резонансного дела. Такого же мнения придерживаются адвокат Матвеева, Ольга Измайлова, и юристы — Ваган Акопян, Роман Кравцов, Олег Нитипенко, Станислав Орловский, Виталий Латушка (они защищали в суде ещё пятерых, также оправданных, подсудимых, которых обвинение пыталось выставить сообщниками в похищении).

Правда, с самого начала объект этого похищения слабо напоминал пострадавшего. Хмельной, с деньгами «на кармане«…Понятно, почему присяжные не поверили в историю, где в роли жертвы выступил некий Руслан Дукин — бывший спортсмен и кандидат в мастера спорта по боксу, хотя в каких-то СМИ всё же называют его предпринимателем. А что он предпринял? Дмитрий Матвеев рассказывает, что вся предприимчивость Дукина проявилась разве что в мошеннической схеме с ООО «Престиж», где Руслан был номинальным учредителем. Вокруг этой фирмы и раскручивалась главная сказка.

В чём именно обвиняли Матвеева? В том, что в июне 2018 года он якобы организовал похищение Руслана Дукина с помощью нескольких жителей Чечни — они доставили Дукина в дом обвиняемого поздним вечером. Зачем? Будто бы Дмитрий Матвеев нацелился завладеть ООО «Престиж», на балансе которого состоит имущественный комплекс стоимостью около 300 млн рублей: нежилые здания и земельный участок по улице Советской в Иркутске.

— Вот только на момент «похищения» ООО «Престиж» представляло собой избавленную от всех этих активов «пустышку», к которой Дукин, к тому же, давно уже не имел никакого отношения: эта компания была им продана ещё в ноябре 2015 года, — прокомментировал Дмитрий Матвеев. — Причём продать фирму Дукин умудрился дважды: сначала, 13 ноября, моему доверенному лицу, а на следующий день — Ольге Казаковой (дочь Татьяны Казаковой — Прим. ред.). По данному факту Главным следственным управлением ГУ МВД России по Иркутской области возбуждалось уголовное дело о мошенничестве. Но оно было довольно быстро прекращено по формальным основаниям. Зато дело о «похищении» Дукина лепили более трёх лет — невзирая на явную абсурдность.

И это при том, что в открытом доступе в Интернете оказались записи с видеокамер из дома Матвеева. Он ещё раз предложил всем сомневающимся посмотреть, как «похищенный» здоровается со своим «похитителем» за руку, затем остаётся один, свободно разгуливает по территории, разговаривает по телефону. Удивительно, почему в своё время не провели следственный эксперимент, который мог бы подтвердить, что в этих условиях Дукин, тем более при его физических данных, имел возможность легко покинуть периметр и выбраться из «заточения». Но он, видимо, никуда не рвался. А в итоге, когда утром Дукин выехал-таки со двора — живой, подконьяченный, крупную сумму в долларах тоже не забыл. «Похитители» же всегда вознаграждают «похищенных», да?..

Как такое объяснить присяжным?

В марте 2016 года бывшая супруга попыталась через суд признать Дмитрия Матвеева недееспособным. Не вышло так взять контроль над имуществом и бизнесом — решила воздействовать иначе? И это при том, что при разводе раздел всего нажитого вроде бы оговорили. И Матвеев утверждает, что не нарушал своих договорённостей: отдал то, о чем условились. Но аппетиты второй стороны выросли.

Адвокат Ольга Измайлова в зале суда поразилась нелепости аргументов:

— Дукин оправдывался тем, что был вынужден взять деньги, чтобы усыпить бдительность «похитителей», а пить коньяк — чтобы расслабиться от переживаемого им стресса. А когда присяжные напомнили ему о его же предыдущих рассказах — как во время «избиений» он прокусил язык, Дукин продолжил очень ненатурально выкручиваться. Дескать, мне было очень больно, но я продолжал пить коньяк. Помните ту старую шутку — то ли про ёжиков, то ли про мышей, которые кололись, плакали, но продолжали есть кактус. Вот и несчастный Дукин, видимо, сам себя обрёк на пытку бутылкой выдержанного «Хеннесси». Бедняга… Однако присяжные при таком поведении в рассказчике жертвы не увидели, оправдательный вердикт Матвееву вынесен единогласно — при том, что на этапе суда коллегию присяжных даже меняли.

В подтверждение позиции о заказном характере процесса член Адвокатской палаты Иркутской области, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права ИГУ, доцент Роман Кравцов заявил, что на суд присяжных, по всей видимости, оказывалось беспрецедентное давление. По его словам, у одной из присяжных сожгли машину и виновные в этом не найдены.

— К тому же, когда дело уже явно шло к оправдательному приговору, коллегию вовсе распустили и набрали новую, — напомнил Кравцов.

Но и следующие судьи от народа, которые ложь сердцем чувствуют, тоже разобрались что к чему: пришли к выводу, что обвинения в адрес Дмитрия Матвеева беспочвенны.

Правозащитники считают, что присяжные сегодня реальный механизм, способный обеспечить прозрачное правосудие.

— Хочу сказать нашему президенту большое спасибо за то, что суды присяжных в России пусть со скрипом, но развиваются, — говорит Роман Кравцов. — В последнее время они уже действуют и в районных судах и зачастую становятся последним шансом избежать безвинного наказания.

Но как быть с теми, кто подобное безвинное наказание всячески лоббирует, если не сказать — инициирует? Если регион опутал коррупционный спрут, то схему круговой поруки сломать можно, только задушив чудовище сверху. Поэтому Дмитрий Матвеев и готовит обращение к главе государства — рассчитывает, что задача проверить подкупность/неподкупность определённых лиц будет поставлена перед ФСБ и как минимум чинов и погон лишатся все, кто окажется замешан в травле инвалида по надуманному поводу. Если кто-то думал, что на коляске ему сложно будет отстаивать правду и стучаться в кабинеты на верхних этажах власти, то напрасно — Матвеев настроен серьёзно. Слишком многое ему уже пришлось вынести, отстаивая справедливость, но он не сломался.

— С моими болезнями меня вовсе не имели права заключать в СИЗО. А я провёл там полтора месяца — в камере, абсолютно не приспособленной для инвалида-колясочника. Вышел из СИЗО с рожистым воспалением нижних конечностей; а если бы провёл там ещё месяц, то не вышел бы оттуда вовсе. Я знаю, что в ходе всей этой истории меня дважды пытались заказать, но оба раза потенциальные киллеры, люди с большим уголовным прошлым, отказались взять на себя грех. А люди в погонах отправили меня на верную смерть! — рассказал Дмитрий Матвеев. — Ни известность, ни статус члена Общественной палаты не уберегли меня от заказного уголовного преследования. Поэтому я через средства массовой информации обращаюсь к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой о качественном расследовании совершённых против меня преступлений. Уверен, что с привлечением сил УФСБ удастся побороть коррупцию и навести порядок во благо всех жителей нашей области, где я родился, провёл всю свою жизнь и где хочу жить дальше и развивать своё дело. С ощущением безопасности.

Екатерина Романова