Северные дороги: время важных строек

Где и когда появятся надёжные мосты и что ещё делается для обеспечения транспортной доступности посёлков и деревень в северных территориях Иркутской области? Губернатор Игорь Кобзев оценил ход работ на ключевых дорожных участках и рассказал о ближайших планах. Как бы далеко от областного центра ни жили люди, им нужно обеспечить удобство и комфорт. «Люди должны без проблем добираться домой, скорая помощь и пожарные — приезжать вовремя», — подчеркнул глава региона, который держит важнейшие стройки на личном контроле. В конце прошлой недели он побывал в Качугском, Жигаловском, Казачинско-Ленском и Киренском районах.

В северных районах за многолетний период невнимания к ним накопилось немало нерешённых вопросов. Однако сегодня областная власть, опираясь на активных жителей и руководство муниципалитетов, уверенно задала новый вектор — вектор развития инфраструктуры в этих территориях.

«Обеспечение транспортной доступности ко всем населённым пунктам региона является приоритетной задачей для меня и правительства Иркутской области», — подчёркивает Игорь Кобзев.

В рабочей поездке в Качугский, Жигаловский, Казачинско-Ленский и Киренский районы главу региона сопровождали министр транспорта Иркутской области Максим Лобанов и директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Юлия Гордина. Текущие вопросы по стройкам обсуждали непосредственно на объектах.

Качугский район: мосты через Манзурку и Лену

На автодороге Малые Голы — Харбатово у деревни Хальск возводить новый мост через реку Манзурку начнут уже в этом году. Проектирование выполнено, объект включён в государственную программу. Подготовлена конкурсная документация на проведение госзакупки, заключить контракт планируется к октябрю. Новый 58-метровый мост будет металлическим, на ряжевых опорах. Строительство рассчитано на год.

— Сейчас жители пользуются старым деревянным мостом через Манзурку. Он был построен в 1970-х годах и находится в аварийном состоянии. На его замену из областного бюджета выделено 80,6 млн рублей, — объясняет ситуацию губернатор.

В целом в Качугском районе идёт планомерная замена аварийных мостов.

— Так, в 2019-м и 2020 годах установлено четыре новых таких объекта: один — через реку Манзурку на дороге Манзурка — Копылово; два — через протоки реки Манзурки на подъездах к посёлку Литвиново и селу Заречному; ещё один — через реку Малая Анга на дороге Анга — Большой Улун, — конкретизировала Юлия Гордина.

Кроме того, есть острая необходимость в строительстве моста через реку Лену у села Верхоленск. Сейчас там расположена понтонная переправа, не работающая во время ледохода и в период становления льда. На это время нарушается транспортное сообщение с 12 сёлами, где проживает около тысячи человек.

Важный момент: река Лена является судоходной, поэтому, согласно существующим требованиям, расстояние от воды до моста должно составлять 7 метров. Возведение такого объекта, со всеми подходами к мосту, довольно затратно. Между тем в Качугском районе нет движения судов по реке Лене.

— Мы предлагаем построить здесь временный металлический мост, разработали проектную документацию. Решение должны принять федеральные органы исполнительной власти, — говорит Юлия Гордина. — Мы рассчитываем, что для этой территории будет подобран оптимальный вариант решения и мы сможем приступить к работам.

Маршрут Качуг — Жигалово

На дороге, соединяющей Качуг и Жигалово, в этом году восстановили асфальтобетонное покрытие на участках общей протяжённостью 7 километров. Они расположены в районе памятника археологии «Шишкинские писаницы» и в селе Верхоленск. Напомним, что Шишкинские писаницы — наскальные рисунки эпохи палеолита, и Верхоленск (откуда шло освоение Сибири) вместе с селом Анга, родным для выдающегося святителя Иннокентия, — привлекательные туробъекты на карте Качугского района. Областные власти недавно презентовали возможности этой территории корпорации «Туризм. РФ». Однако, чтобы в полной мере реализовать потенциал таких объектов, необходимо выстроить с ними комфортное транспортное сообщение.

Также к настоящему моменту восстановлен асфальт на двух километрах автодороги Малые Голы — Харбатово. Проводятся замена пучинистых грунтов и восстановление дорожной одежды на участках, которые были повреждены во время весенней распутицы, тогда произошла остановка автомобильного движения на одни сутки.

Киренский район: мост через Макаровку

Через реку Макаровку строят мост грузоподъёмностью 100 тонн. Он выдержит проезд тяжёлого грузового транспорта, такой тут не редкость. Старый мост, рассчитанный на нагрузку всего в 8 тонн, был неоднократно повреждён; в последний раз произошёл разлом балки, на время ремонта пришлось даже остановить движение транспорта. Тогда Игорь Кобзев поручил построить в этом месте капитальный мост. На эти цели в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» направлено 409,7 млн рублей. Прорабатывается вопрос установки рамки весогабаритного контроля и габаритной рамки, отграничивающей высоту, а значит и массу проезжающих автомобилей.

На сегодняшний день ситуация по объекту следующая: специалисты уже установили опоры моста, сделали подъезды к объекту. Но есть небольшие отставания от графика. Губернатор поручил ускорить работы и усилить контроль: «Объекты, которые возводятся по национальным проектам, находятся на особом контроле. Они прошли всероссийский отбор, на них выделены федеральные деньги. Это особая ответственность и для территории, и для меня лично».

Завершить строительство моста необходимо к концу года. Также нужно решить вопрос строительства объездной дороги для села Макарово. Сейчас по населённом пункту проезжает очень много грузовиков, а это небезопасно для жителей.

Кто компенсирует воздействие большегрузов?

Работая в Казачинско-Ленском и Киренском районах, Игорь Кобзев также оценил качество капитального ремонта автодороги Усть-Кут — Уоян (почти 11 км), проверил, как ведутся работы по строительству трассы Киренск — Казачинское, где ввести 16,5-километровый участок планируется в 2022 году.

— По сравнению с прошлым моим приездом есть большие изменения, — обратил внимание глава региона. — На участке Жигалово — Окунайский нам надо сделать более 15 мостовых переходов. Уже начинаются работы. К сожалению, из-за обильных осадков большегрузная техника разбила дорогу. С учётом этого необходимо, чтобы подрядчики при обслуживании дороги в таких ситуациях приостанавливали движение крупнотоннажной техники. В настоящее время мы определили два направления: аварийные и труднопреодолимые участки мы должны отремонтировать в первоочередном порядке и провести обеспыливание. Дорога важная, нужная, интенсивность движения возросла, и к 2023 году мы должны сделать, чтобы она соответствовала всем нормам. Для жителей северных территорий это жизненно необходимо.

В ближайшее время Игорь Кобзев намерен встретиться с руководством всех компаний, работающих на этих территориях, чтобы привлечь их к восстановлению дорог.

Олег Усов