От сараев до замков и ракет

«АН» заглянул в историю вопроса — как менялись города и пространства для детского отдыха, развлечений и развития?

Среди родителей есть мнение, что сами площадки не были бы так уж важны, если бы сам город был чистым, комфортным и безопасным. «Игровые площадки нужны только потому, что дети не могут свободно играть в городе и безопасно перемещаться по нему, — согласна и психолог Юлия Такшинова. — Ребенок в принципе может освоить любую среду. Натянуть веревки между деревьями и играть в пиратов. Вспомните, раньше, в 1970-80 годы, дети носились по всему городу, исследовали все его уголки, сооружали штабы в каких-то заброшенных местах, обживали парки, стадионы. И никто за них особо не переживал. Сегодня на улицах небезопасно. Дети лишились города. Их загнали на площадки, чтобы держать в поле зрения, оградить от неприятностей. И в этом замкнутом пространстве они двигаются, исследуют мир и общаются со сверстниками».

А появились детские площадки и в России, и в Европе по одним и тем же причинам. Их создавали на деньги благотворителей для детей из необеспеченных семей, у родителей которых не было возможности самим заниматься ребёнком или нанять домашних воспитателей. Это должно было уменьшить риск беспризорности и детской преступности. Первые площадки в Европе появились в середине XIX века, а в России — в 1894 году в Петербурге.

До революции организация детских площадок была проявлением гражданского общества. Городские власти только выделяли для них место, инициировали их создание горожане, спонсировали — меценаты. Кстати, привычные для нас площадки у школ и детских садов стали появляться только с 1930-х годов.

Посетить площадку можно было бесплатно, но нужно было регистрироваться. Родители заполняли анкету о составе и уровне доходов семьи, своем роде занятий, состоянии здоровья ребёнка. Так собирались социологические данные. На площадки принимали дошкольников и подростков. Они проводили там по несколько часов, иногда целый день. Обычно посетителей было несколько десятков, но на крупные площадки могли ходить 100 и даже 150 детей. У каждой такой зоны был свой руководитель. Они составляли отчёты о работе.

В те времена карусели и качели были только на ярмарках, песочницы размещали на бульварах, а спортивные объекты считались опасными для детей. Площадка состояла из деревянного крашенного сарайчика для хранения игрушек и инвентаря, нескольких лавочек и стола.

Внешний вид и наполнение детских площадок всегда были отражением эпохи. После революции, к примеру, они использовались для пропаганды: детям объясняли, что бога нет, что пролетарии скоро построят счастливую жизнь, учили ребят стихам и песням. Чтобы привлечь больше посетителей, там раздавали еду.

После введения в 1931 году норм ГТО начали ставить турники, брусья, бревна. Тогда же стали выпускать сборники с чертежами и описаниями каруселей, горок и читален, создавали проекты типовых лавочек и оград. Игровые зоны появились у школ и в парках культуры. Площадки стали работать круглогодично, а не только летом, как прежде. Появилась традиция заливать горки, лепить снежные скульптуры и строить крепости.

После войны площадок с качелями, горками, песочницами стало гораздо больше. В оформлении появляются сказочные образы и национальная романтика. Художникам, занимавшимся оформлением детских площадок, сказочные мотивы давали возможность проявить фантазию и как-то очеловечить пространство.

С появлением микрорайонов площадки изменились. Если раньше они занимали уголок двора и часто были огорожены, то теперь за счёт больших пространств между домами они стали просторными. Скульптуры пионеров, горнистов и школьниц, характерные для сталинского соцреализма, сменились в новых дворах более абстрактными формами, по которым можно было карабкаться. Горкам стали придавать сходство со слоном, брёвнам — с крокодилом или поездом. Архитекторы старались задействовать рельеф, проложить дорожки, по которым дети могли бегать и кататься на велосипеде, не рискуя попасть под машину.

На какое-то время получили распространение так называемые плескательные бассейны глубиной где-то по колено ребёнку, но от них пришлось отказаться, ведь поддерживать чистоту воды оказалось невозможным.

С возведением похожих друг на друга микрорайонов стали обезличиваться и детские площадки. Их разработкой занимались не архитекторы-ландшафтники, а работники ЖЭКов. Исключением становились те из них, которые брали под опеку предприятия или же которые по каким-то причинам становились образцово-показательными. Тогда среди многоэтажек появлялись миниатюрные замки, парусники и избушки на курьих ножках. Нередко сами жители районов и местные художники оживляли зоны детских игр самодельными скульптурами и арт-объектами.