Пандемия подрезает крылья

Как коронакризис и общий экономический фон отразились на положении дел в сфере пассажирских авиаперевозок, «АН» прокомментировала» пресс-служба авиакомпании «ИрАэро».

Безусловно, кризис довольно существенно сказался на объемах перевозок нашей авиакомпанией. Тем не менее мы продолжаем нормально работать. Конечно, с поправкой на объективные трудности. По известным причинам, весной нам пришлось полностью отказаться от зарубежных направлений: в Азербайджан, Казахстан, Китай, Узбекистан, в европейские страны. Кроме того, мы были вынуждены резко сократить выполнение полетов через московский авиаузел. Хотя стоит отметить, что через Москву выполнялось только 13-15% всех наших рейсов.

Положительную роль сыграло то обстоятельство, что после затухания первой волны пандемии заработали «курортные» направления, и отрасль начала восстанавливаться. Это дало хороший экономический эффект. Поэтому в целом, по итогам всего года, снижение пассажиропотока назвать критичным все же нельзя. По нашим оценкам, это 30-35% от докризисного объема.

Возможность посчитать убытки появится только после снятия всех ограничений, вызванных пандемией коронавируса. На текущий момент потери исчисляются десятками миллионов, а в целом по авиаотрасли — десятками миллиардов рублей. Надо признать, что транспортная сфера как таковая в России и во всем мире несет потери ежедневно, поскольку из-за второй волны пандемии людям снова приходится массово отказываться от поездок.

Однако, несмотря на негативные факторы, связанные с пандемией коронавируса, в частности с закрытием границ, авиакомпании в течение года в целом удалось реализовать масштабную программу полетов на внутрироссийских направлениях. Напомним, что летом авиаперевозчики получили больше возможностей для нормальной работы, нежели весной.

Наши китайские направления были переориентированы на крымские: к июню были открыты новые рейсы из Симферополя сразу в восемь городов России: Брянск, Киров, Курск, Москву, Оренбург, Пензу, Уфу и Челябинск, а также из Самары в Махачкалу, Минеральные Воды, Нижневартовск, Новый Уренгой, Санкт-Петербург и Симферополь. Летом большой популярностью пользовались «курортные» направления: в Анапу, Геленджик, Симферополь, Сочи. А осенью мы открыли маршруты из Благовещенска во Владивосток, Иркутск, Магадан, Улан-Удэ и Читу.

Серьезным подспорьем для авиакомпании оказались субсидируемые направления. С сентября по декабрь мы полностью выполнили программу полетов из Иркутска и Красноярска в Барнаул, Кемерово, Нерюнгри, Новый Уренгой, Новокузнецк, Ноябрьск (ЯНАО), Петропавловск-Камчатский, Полярный (Саха-Якутия), Омск, Южно-Сахалинск.

В апреле правительство страны выделило на поддержку авиатранспортной отрасли 23 млрд рублей. И уже можно со всей очевидностью сказать, что государство оказывает реальную помощь авиакомпаниям. Мы в полной мере ощутили действенность предпринимаемых правительством мер господдержки в этом году и рассчитываем, что они продолжатся в 2021-м.

В апреле 2020 года авиакомпания «ИрАэро» была включена в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса, подготовленный Министерством транспорта России и одобренный решением правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики. В итоговый перечень вошли 162 организации транспортной сферы, представляющие 15 отраслей: все виды грузовых и пассажирских перевозок, порты, аэропорты, автобусный, троллейбусный, трамвайный транспорт и метро, инфраструктурное строительство, транспортно-логистические центры. Этим организациям будет оказываться государственная поддержка в приоритетном порядке.

Включение «ИрАэро» в перечень системообразующих предприятий транспортного комплекса — значимое решение, которое позволит не только поддержать стабильность в работе авиакомпании, но и способствовать выполнению ею важных государственных задач по обеспечению транспортной доступности населенных пунктов Иркутской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока.

Есть еще один немаловажный момент. Определенный оптимизм всем представителям мировой авиатранспортной отрасли внушили результаты недавних исследований эпидемиологов. Они выяснили, что системы кондиционирования и фильтрации воздуха салонов пассажирских самолетов наряду с их дезинфекцией значительно снижают риск передачи вирусной инфекции. Такие выводы сделаны Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) на основании длительных научных исследований. По ее данным, в первом полугодии 2020 г. было зарегистрировано только 44 случая заражения на борту самолета, тогда как за это время авиакомпании перевезли 1,2 млрд пассажиров. Это означает, что вероятность заразиться в полете составляет 1 к 27 млн.

Как сообщал журнал «Авиатранспортное обозрение», специалисты компании Airbus смоделировали и проанализировали около 50 млн данных о перемещении частиц в воздухе во время дыхания пассажиров, разговоров, кашля и чихания. Одним из основных условий экспериментов было обязательное ношение масок всеми пассажирами. Выяснилось, что за счет полного обновления воздуха в салоне каждые 2-3 минуты, использования высокоэффективных HEPA-фильтров, которые удаляют до 99,9% всех частиц, распределения воздуха сверху вниз в пределах одного ряда, а также спинок кресел, возникают барьеры, предотвращающие или замедляющие распространение частиц. Это обеспечивает тот же уровень безопасности, как при соблюдении социальной дистанции в 1,8 м в обычных условиях. Если пассажир остается в своем кресле и не снимает маску, то только 0,003% зараженных частиц воздуха может попасть в его органы дыхания, даже если все кресла заняты.

Таким образом, особые условия в салоне коммерческого авиалайнера даже при плотной рассадке приводят к тому, что риск заражения COVID-19 в случае поголовного использования масок стремится к нулю.