Энерготарифы, рабочие места, долг региона и «сияющий» город

Журналисты тоже постоянно на связи с жителями Иркутской области. Во время пресс-конференции Игоря Кобзева они транслировали врио губернатора Приагарья несколько важных, в том числе и тревожных, вопросов.

— Cегодня много говорят о вероятном повышении энерготарифов в Иркутской области. Такое возможно?

— Могу заверить, что общий тренд выравнивания энерготарифов Иркутской области не коснется. Бизнес должен понимать: в регионе сейчас действует справедливый, обоснованный тариф. И чисто по-человечески предыдущие поколения — наши отцы, бабушки, дедушки, создавшие эту энергоинфраструктуру — обеспечили наше право на низкую стоимость киловатта. Тем более что для многих в Иркутской области электроэнергия — безальтернативный источник. Не только для освещения. На электричестве завязано и отопление. Это жизненно необходимые вещи.

— В связи с пандемией бюджет Иркутской области несет потери. Они покрываются за счет кредитных средств?

— Кредитные средства, привлекаемые сегодня Иркутской областью, идут только на безопасность, развитие и социальную поддержку жителей Приангарья.

Напомню, что на 1 января 2020 года объем государственного долга Иркутской области составил сумму в 17 млрд рублей. Это 11,8% от собственных доходов. Общее требование Минфина России ко всем регионам — госдолг не должен превышать 30%.

На 1 сентября текущего года государственный долг Иркутской области остается на экономически безопасном уровне: объем — около 21,5 млрд рублей, то есть 14,5%.

Потому у субъекта остается право привлекать кредиты федерального бюджета под 0,1% годовых. Удается осуществлять кредитование по минимально возможным ставкам 5,25% и в коммерческих банках.

Привлекаемые кредитные ресурсы направляются в первую очередь на реализацию мероприятий по ликвидации последствий наводнения в пострадавших территориях Иркутской области летом прошлого года, а также на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции.

Часть средств пошла также на финансовое обеспечение принятого в прошлом году обязательства по социальной поддержке населения: 600 млн рублей было направлено на единовременные выплаты к профессиональным праздникам работников социальных учреждений, медицинских организаций, которые находились на переднем крае борьбы с коронавирусной инфекцией.

С федеральным центром ведется работа по привлечению дополнительной финансовой помощи из бюджета страны. Мы обратились к президенту, и он нас поддержал. Первый транш более трех миллиардов рублей нам уже передали. Средства направлены на подготовку региона к зимнему отопительному сезону. Один миллиард выделен на выравнивание местных бюджетов.

Также при формировании областного бюджета на следующие три года для нас приоритетом остается своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.

Объем закладываемых на это средств будет не меньше, чем в текущем году.

— Мы видим, как в пострадавшем от наводнения Тулуне развивается социальная инфраструктура, появляются современные объекты — школы, поликлиники, спортивные сооружения. Но перспективы любого населенного пункта тесно связаны с наличием рабочих мест для его жителей. Есть работа — город живет, нет работы — люди будут стремиться куда-то перебраться. Какие механизмы развития Тулуна как экономического, промышленного центра могут быть, на ваш взгляд, эффективны?

— Загляните в историю. В Тулуне был известный на весь СССР гидролизный завод. В районе есть инертные материалы, и там работало стекольное производство. Чтобы сейчас это все восстановить или что-то запустить с нуля, нужны, конечно, большие инвестиции. Но объективно легче использовать то, что раньше было наработано. По-моему, стоит проанализировать опыт. Кроме того, вокруг Тулуна — бескрайние поля, часть их не обрабатывается. Надо эти земли ввести в оборот. Параллельно развитие малого бизнеса в малых городах тоже крайне важно. Идей сейчас много. Работу с инвесторами, с муниципалитетом, дискуссии с минпромом мы ведем. Признаю: не все так просто. Но то, что Тулун обладает статусом территории опережающего социально-экономического развития, имеет большое значение. Предусмотренные для инвесторов льготы существенны.

— На встрече с жителями Иркутска вы недавно сказали, что город должен «сиять». Что вы имели в виду и какие поручения выдали городским властям?

— Следующий год для Иркутска юбилейный. Ему исполнится 360 лет. Я готов возглавить оргкомитет празднования. К этому моменту хотелось бы во многом привести город в порядок. Особого внимания, безусловно, требуют дороги, разметка, фасады, освещение. Думаю, совместно с муниципалитетом мы проработаем важнейшие вопросы. Кроме того, мы имеем все шансы участвовать в повестке международных соревнований и других крупных мероприятий. Хотелось бы, чтобы гости города и иркутяне видели столицу региона чистой, аккуратной — «сияющей» в лучах солнца, которого в здешних краях так много. Сияющий — хорошее слово. Правильное.

Екатерина Романова