«Жутко притягательный» или «жуткий и притягательный»?

Отдых на Байкале так и недотягивает до цивилизованного
«Дикость какая!» — фраза, которая применительно к отдыху на Байкале далеко не всегда означает восхищение заповедными природными красотами. Отдыхающих часто дико шокирует ценник на перелеты в Сибирь и тарифы турбаз, особенно в сопоставлении с реальными условиями проживания. Диковато выглядят шаблонное наполнение многих туристических программ, откровенно слабая инфраструктура на маршрутах. Да и сами туристы нередко ведут себя, как дикари, понятия не имеющие об элементарных правилах собственной безопасности и бережном отношении к природе. Реалии и перспективы туризма на Байкале журналисты обсудили с руководителем Агентства по туризму Иркутской области Екатериной Сливиной.

Жизнь нагнула и развернула лицом к Байкалу

Екатерина Сливина упомянула, что Байкал по притягательности для россиян всегда фигурировал на топовых позициях всевозможных опросов и рейтингов. Но одно дело — желание и интерес, другое — реальные возможности. Сегодня, когда границы по большей части закрыты, ограничительные меры в области в полной мере не сняты и на традиционно активных китайских визитеров до весны рассчитывать явно не стоит, процентов 70% отдыхающих на Байкале — это жители Иркутской области и близлежащих регионов, в первую очередь Бурятии, Красноярского и Забайкальского краев.

Отрасль, конечно, хотела бы переломить ситуацию и иметь стабильный поток туристов из Центральной России, особенно из сказочно платежеспособной столицы. Перспективно с этой точки зрения выглядит развитие сотрудничества с крупными федеральными туроператорами.

В пример Приангарью в последнее время всё чаще ставят Бурятию, уже в этом сезоне «пробившую» себе чартеры на Байкал. Однако в Иркутской области и эпидемиологическая обстановка несколько иная, и умение договариваться с «федералами», судя по всему, пока еще не до такой степени отточено.

Однако одним из главных заявлений пресс-конференции стала новость о том, что туроператорам удалось значительно снизить стоимость комплексных туров в Иркутскую область и на Байкал. По словам Екатерины Сливиной, на сегодняшний день «очень хорошая история» складывается с компанией «Пегас-Туристик».

Сегодня активно благоустраивается Сарайский пляж на острове Ольхон. По барханам и лесу тянется деревянный 750-метровый настил экологической тропы. Для удобства гостей созданы смотровые площадки и информационные стенды, обеденная зона и туалет.

«Не секрет, что крупные туроператоры раньше были ориентированы преимущественно на выездной туризм, — пояснила глава областного агентства по туризму. — Но жизнь поставила их так, что они должны свою коммерческую историю кардинально развернуть, в противоположную сторону (редакция в этом месте бы даже пожестче уточнила, каким именно образом неблагоприятные обстоятельства нагнули туротрасль). Поэтому операторы также всё это время находились в поиске, смотрели, что происходит в стране».

По итогам первого общения компании «Пегас-Туристик» с владельцами средств размещения, транспортных компаний и заведений общепита средний чек за недельный тур на двоих составил 120(!) тыс. руб. Однако на недавнем заседании областного координационного совета по туризму был озвучен куда более доступный ценник на туры, включающий авиаперелеты из столицы и обратно регулярными рейсами — в районе 47 тыс. рублей за двоих.

По информации Екатерины Сливиной, снизить стоимость удалось за счет договоренностей с лоукостером — авиакомпанией «Победа», а также в результате переговоров, где туроператор объяснял отелям, турбазам, перевозчикам, рестораторам, что гарантированный турпоток позволит им зарабатывать на оборотах. Проще говоря, пора бы научиться унимать аппетиты, составляя прайсы. Вероятно, местный турбизнес всё же согласился, что подход «ободрать как липку» редкого туриста выглядит менее перспективно, чем адекватные предложения для масс.

При этом представителям индустрии гостеприимства в Иркутской области важно скорректировать не только ценовую политику.

Когда сортир в диковинку

Задача на «подумать» — выйти за рамки «шаблонных» программ, срежиссировать событийную активность, найти свежие, яркие темы и поводы, которые будут притягивать гостей на прибайкальские территории и в регион в целом. «Да, это затратно в проработке, да у многих и нет особого желания тратить на это время… Можно найти тысячу причин, но шаблонность подходов к формированию турпродукта на Байкале существует, и это серьезное ограничение для развития», — считает Екатерина Сливина. Действительно, пока мы, как заметила эксперт, «не перестанем смотреть однотипно», сложно рассчитывать на прорыв в туриндустрии региона. Да, в высокий летний сезон на базах свободных мест не найти, а сколько он длится, этот высокий сезон? Два месяца? А остальную часть года что? Держать базы законсервированными? Или всё-таки всерьез заняться программами, сервисом и инфраструктурой?

Только ленивый, кажется, еще не высказался на счет прихрамывающей на обе ноги околобайкальской туристической инфраструктуры. Чтобы оценить ее текущий уровень, достаточно обратить внимание, какую радость доставляют отдыхающим заметки из новостных лент о появившихся в популярных туристических районах… сортирах: «На Ольхоне для туристов установили санитарные зоны с туалетами». Ура! Случилось! Наконец-то! «Для того чтобы поставить туалеты, потребовалось провести большое количество согласований и собрать пакет документов. В том числе заключения от археологов и учёных — о том, что туалеты не нанесут ущерба природе и историческому наследию Ольхона». Ну, слава богу! Можно не искать стыдливо глазами ближайшие кусты. А с контейнерами для мусора проблема решается? А на пеших маршрутах как с обустройством, связью, информацией?

Иду туда — не знаю куда

Пешие туристические маршруты по прибайкальским хребтам и тропам — еще одна избитая тема для дискуссий, которая этим летом обрела печальный ракурс. То ребенок со скалы сорвется, то сутками ищут пропавшую женщину-туристку. Особый нерв проблеме придала гибель 11-летней девочки на одной из байкальских троп 1 июля.

Вполне естественно, что на фоне пандемии долго запертые в четырех стенах горожане, едва почуяв послабления режима и теплую погоду, отправились полной грудью вдохнуть свежего воздуха. А с учетом «тренда на уединение» горные маршруты оказались особенно востребованными.

Однако опытные «походники» напоминают: планируя покорить те или иные вершины и тропы, следует трезво оценивать собственные силы и уровень сложности выбранного пути к намеченной цели. Да, картинки в социальных сетях обещают роскошные виды и яркие впечатления. А вот жесткие испытания горами часто остаются «за кадром». Кажется, все ходят — и я схожу. В конце концов на тропе и указатели есть. Но указатели не панацея. Получать «бесценный опыт выживания и переосмысления жизненных ценностей» лучше под руководством опытного проводника. Другое дело, что отличить бывалого гида от новичка, решившего подзаработать на группе попутчиков и разместить объявление о наборе походной группы, не так-то просто. Эксперты сетуют, что сфера оказания такого рода услуг законодательно урегулирована плохо, потому остаётся полагаться на собственное чутье и тщательно изучить подноготную будущего проводника. Когда вы окажетесь с ним в заповедном месте, без связи и возможности сообщить ближним и спасателям о той или иной проблеме на маршруте, будет уже поздно выяснять, есть ли у гида элементарный опыт оказания первой помощи. Это вам не цивилизованный мир, где на тропах почти везде ловят мобильники. Хотя бы в МЧС зарегистрируйтесь, отправляясь в поход — чтобы знали, где вас искать.

И приглядитесь к фотографиям с вершин повнимательнее — на многих в память о погибших любителях горных приключений установлены кресты. Очевидно, что такой образ жизни и активного отдыха неизбежно связан с риском. Но каких-то опасных (порой смертельно опасных) сюрпризов можно избежать, соблюдая определённые правила. И находятся ведь смельчаки, умудряющиеся спорить с проводником и идти собственной тропой или бродом! Случись что, можно будет долго разбираться, кто виноват. Но принцип «включать собственную голову» никто не отменял.

Дикие у нас места. Часто дикие условия. Ну, давайте хоть сами себя вести в соответствии со статусом «человек разумный». Не дикари всё-таки, на ресурсах того же МЧС можем ведь найти элементарные памятки для туриста?

Ольга Брайт
Риски
Внимание! Медведь!

Важную информацию для тех, кто собирается прогуляться по Большой Байкальской тропе, точнее по её участку вблизи мыса Кадильный, разместило 31 июля на своей странице в соцсети «Вконтакте» (vk.com/zapovednoe_pr) организация «Заповедное Прибайкалье»: «Здесь велика вероятность встречи с хозяином тайги: он охраняет свою пищу. Ею стала туша изюбря. По данным инспектора Листвянского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», копытное сорвалось со скалы и сломало ногу. Его участь была предрешена… Факт был зафиксирован 26 июля. К настоящему моменту туша изюбря достигла определённой степени разложения и источает характерный запах, который может привлечь новых косолапых. Человеку на таком пиршестве делать нечего, — более того! — место гибели оленя стоит обходить стороной, иначе конфликта с медведем не избежать. Берегите себя и своих спутников, не провоцируйте хищника».

Тропы не путать!

«Где легальная, а где небезопасная тропа, подскажут новые указатели и аншлаги, — сообщили подсуетившиеся чиновники после того, как для 11-летней девочки прогулка в районе поселка Листвянка закончилась гибелью. — Большая Байкальская тропа — один из самых популярных маршрутов в Прибайкальском национальном парке.

Чтобы увезти отсюда красивые фотографии и множество приятных впечатлений, нужно выбрать легальную и безопасную тропу, однако некоторые гости и туристы рискуют своим здоровьем и жизнью: отправляются в путь по неофициальной, так называемой «собачьей тропе», которая начинается в конце посёлка на береговой линии.

О том, что люди продолжают ею пользоваться, несмотря на предупреждения (в начале тропы ежегодно устанавливаются соответствующие аншлаги), свидетельствует статистика Байкальского поисково-спасательного отряда: специалисты ежегодно регистрируют несчастные случаи на этом участке. Для предотвращения подобных несчастных случаев и помощи гостям парка в поиске безопасного и законного входа на тропу, а также на её протяжении от посёлка Листвянка до пади Семёновка в текущем году будет установлено полсотни дополнительных указателей и навигационных знаков.

Так, поворот на улицу Гудина в посёлке Листвянка (именно с этой улицы начинается официальная ББТ) теперь не пропустить: здесь установлен довольно заметный указатель. Новый предупреждающий аншлаг появился и на незаконном «старте» ББТ в конце посёлка. Такая дополнительная информация позволит гостям и туристам комфортно ориентироваться, делать правильный и безопасный выбор. Для тех, кто привык пользоваться гаджетами, существует возможность скачать официальный трек маршрута».