Ледокол «Ангара»: долгая дорога к причалу

Организовать паромную переправу через Байкал, чтобы перевозить вагоны и поезда на участке Транссиба между станциями южного берега озера 10 февраля 1893 года предложил министр финансов Российской империи Сергей Витте на заседании Комитета сибирских железных дорог. Для этой цели Россия заказала английской компании «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» изготовление двух ледоколов — «Байкал» и «Ангара».

Построен ледокол «Ангара» в 1899 в Ньюкасле, в разобранном виде доставлен на Байкал всеми видами транспорта, вплоть до конной тяги. Собран в селе Лиственничном. Торжественный спуск ледокола на воду состоялся 25 июля 1900 года. С 1 августа того же года начал совершать грузовые и пассажирские рейсы. Судно было изящнее и миниатюрнее своего собрата «Байкала». Длина «Ангары» — 60 м, ширина — 10,5, высота от киля до палубы в центре — 7,5 м, водоизмещение — 1400 т. Мощность двигателя 1250 л.с., осадка в полном грузе — 4,5 м, максимальная скорость — 23,1 км/ч. Состав команды — до 50 человек.

До 1906 года два судна перевозили грузы и пассажиров на паромной железнодорожной переправе через Байкал. С 1907 до конца 1916-го корабль стоял на приколе. В 1918-м «Ангара» была национализирована и, вооруженная пушками и пулеметами, участвовала в боевых действиях на стороне большевиков.

В конце 20-х годов судно потерпело крупную аварию. В декабре «Ангара» следовала в сплошном льду вдоль берега полуострова Святой Нос. У мыса Орловый ледокол напоролся на торосы. Раздался мощный удар. В образовавшуюся пробоину поступала вода, заливая котельное отделение. Спасло «Ангару» то, что она оставалась на каменистой отмели, которая вонзилась в днище и удержала ее от падения на глубину.

До 1949 года «Ангара» перевозила грузы, пассажиров, буксируя баржи. Затем поставлена на капитальный ремонт. Свою последнюю навигацию ледокол начал 26 июля 1960 года и закончил в 1962 году. После ледокол стал на отстой. Зимой на нем производился ремонт, в котельное отделение планировалось поставить дополнительные вентиляторы. Но в навигацию 1963 года «Ангара» в рейс так и не вышла.

Несколько лет, обрастая водорослями, судно простояло в порту Байкал, откуда его отбуксировали в Иркутское водохранилище, планируя пустить на металлолом. Затем о нем, брошенном в одном из заливов, забыли почти на 30 лет.

В 1988-м началось восстановление «Ангары», которое было организовано отделением ВООПИК при активном участии общественности. Судоремонтники очистили судно от грязи, привели в рабочее состояние двигатель, восстановили надстройки и коммуникации корабля.

Сегодня ледокол находится в ведении Иркутского областного краеведческого музея. Здесь работает экспозиция, посвященная развитию судоходства на Байкале. Среди экспонатов можно увидеть макет затонувшего ледокола «Байкал» и других судов, которые ходили по озеру с XVII века. Представлены фрагмент интерьера кают-компании, приборы навигации, подлинный колокол ледокола, личные вещи капитанов судна, подаренные музею.