Ледокол «Ангара»: долгая дорога к причалу
Построен ледокол «Ангара» в 1899 в Ньюкасле, в разобранном виде доставлен на Байкал всеми видами транспорта, вплоть до конной тяги. Собран в селе Лиственничном. Торжественный спуск ледокола на воду состоялся 25 июля 1900 года. С 1 августа того же года начал совершать грузовые и пассажирские рейсы. Судно было изящнее и миниатюрнее своего собрата «Байкала». Длина «Ангары» — 60 м, ширина — 10,5, высота от киля до палубы в центре — 7,5 м, водоизмещение — 1400 т. Мощность двигателя 1250 л.с., осадка в полном грузе — 4,5 м, максимальная скорость — 23,1 км/ч. Состав команды — до 50 человек.
До 1906 года два судна перевозили грузы и пассажиров на паромной железнодорожной переправе через Байкал. С 1907 до конца 1916-го корабль стоял на приколе. В 1918-м «Ангара» была национализирована и, вооруженная пушками и пулеметами, участвовала в боевых действиях на стороне большевиков.
В конце 20-х годов судно потерпело крупную аварию. В декабре «Ангара» следовала в сплошном льду вдоль берега полуострова Святой Нос. У мыса Орловый ледокол напоролся на торосы. Раздался мощный удар. В образовавшуюся пробоину поступала вода, заливая котельное отделение. Спасло «Ангару» то, что она оставалась на каменистой отмели, которая вонзилась в днище и удержала ее от падения на глубину.
До 1949 года «Ангара» перевозила грузы, пассажиров, буксируя баржи. Затем поставлена на капитальный ремонт. Свою последнюю навигацию ледокол начал 26 июля 1960 года и закончил в 1962 году. После ледокол стал на отстой. Зимой на нем производился ремонт, в котельное отделение планировалось поставить дополнительные вентиляторы. Но в навигацию 1963 года «Ангара» в рейс так и не вышла.
Несколько лет, обрастая водорослями, судно простояло в порту Байкал, откуда его отбуксировали в Иркутское водохранилище, планируя пустить на металлолом. Затем о нем, брошенном в одном из заливов, забыли почти на 30 лет.
В 1988-м началось восстановление «Ангары», которое было организовано отделением ВООПИК при активном участии общественности. Судоремонтники очистили судно от грязи, привели в рабочее состояние двигатель, восстановили надстройки и коммуникации корабля.
Сегодня ледокол находится в ведении Иркутского областного краеведческого музея. Здесь работает экспозиция, посвященная развитию судоходства на Байкале. Среди экспонатов можно увидеть макет затонувшего ледокола «Байкал» и других судов, которые ходили по озеру с XVII века. Представлены фрагмент интерьера кают-компании, приборы навигации, подлинный колокол ледокола, личные вещи капитанов судна, подаренные музею.