Турпоход к Толмачево

Ant Yapi реконструирует аэровокзальный комплекс новосибирского аэропорта
ООО «Ант Япы», российское представительство турецкой строительной компании Ant Yapi получило контракт на реконструкцию аэровокзального комплекса новосибирского аэропорта Толмачево (входит в ГК «Новапорт»). Подрядчик должен завершить работы по первому этапу к 2022 году. «Ант Япы» выполнит их за 13,6 млрд руб. при начальной стоимости 14,2 млрд руб. Выполнить всю программу модернизации аэровокзала с общим объемом инвестиций около 20 млрд руб. «Новапорт» планирует к 2025 году. Эксперты не исключают пересмотра сроков реализации проекта в целом, учитывая медленное восстановление пассажиропотока после снятия ограничений из-за пандемии COVID-19. По их оценкам аэропорту может понадобиться до трех лет чтобы вернуться на докризисные показатели по пассажиропотоку.

Первая очередь пассажирского терминала Толмачево площадью 56 тыс.кв. м должна быть построена к 1 сентября 2022 года Фото Кирилла Кухмаря

Аэропорт Толмачево подвел итоги конкурса по выбору подрядчика для выполнения работ по первому этапу реконструкции аэровокзального комплекса международных/внутренних воздушных линий. Закупка была объявлена в форме открытых переговоров в ноябре 2019 года с начальной стоимостью контракта 13,5 млрд руб. В марте 2020 года стоимость была увеличена до 14,2 млрд руб. В пресс-службе авиапредприятия тогда сообщили „Ъ“, что изменения связаны с уточнением положений проектной документации. Подвести итоги конкурса планировалось в конце января, однако дата неоднократно переносилась в связи с внесением изменений в документацию.

Всего для участия в конкурсе было подано семь заявок, из которых к участию в переговорах было допущено три: ООО «Сиасиси рус» (Москва, входит в China Railway Construction Corporation), ООО «Лимакмаращстрой» (Нижегородская область, входит в турецкий консорциум Limak-Marashstroy) и ООО «Ант Япы» (Москва, входит в турецкий строительный холдинг Ant Yap). Последняя была признана победителем закупки. Компания предложила выполнить работы по контракту за 13,6 млрд руб. «Сиасиси рус» и «Лимакмаращстрой» предложили 13,7 и 13,9 млрд руб. соответственно.

Ant Yapi — одна из крупнейших турецких строительных компаний, создана в 1991 году. Год назад, как сообщали «Ведомости», заказы компании оценивались в $4,7 млрд. В России компания реализовывала проекты по строительству терминала аэропорта Домодедово, объектов Москва-Сити, Олимпийской деревни в Сочи и др.

Первая очередь пассажирского терминала Толмачево площадью 56 тыс. кв. м должна быть построена к 1 сентября 2022 года. Реализация второго этапа проекта предполагается после завершения первого этапа строительства и ввода нового терминального комплекса в эксплуатацию, сказал „Ъ“ гендиректор аэропорта Евгений Янкилевич. Полностью завершить реконструкцию аэропорт планирует к 2025 году. К этому времени, как планировалось, пассажиропоток Толмачево превысит 10 млн человек в год (в 2019 году аэропорт Толмачево обслужил 6,7 млн пассажиров). Инвестиции «Новапорта» в проект составят около 20 млрд руб. В результате общая площадь терминального комплекса вырастет вдвое с нынешних 50 тыс. кв. м до 100 тыс. кв. м. Должна удвоиться и пропускная способность терминалов внутренних и международных воздушных линий. Сейчас она составляет 3,1 тыс. пассажиров в час.

«Руководство и акционер аэропорта уверены, что к моменту завершения строительства терминала внутренние перевозки восстановятся и достигнут прогнозируемых ранее объемов. Поэтому реализуемый первый этап нового аэровокзального комплекса, рассчитанный в большей степени на обслуживание пассажиров внутренних воздушных линий, будет максимально востребован», — сказал „Ъ“ Евгений Янкилевич. Он также выразил уверенность в восстановлении международного авиасообщения на момент завершения первого этапа строительства.

«Ключевой риск реализации такого проекта связан с тем, чтобы его параметры соотносились с количеством обслуживаемых пассажиров на внутренних и международных линиях. Коронакризис в авиаперевозках привел к драматическому спаду в отрасли и колоссальным финансовым потерям. Однако сейчас с открытием ряда международных направлений мы наблюдаем очень высокий спрос на авиаперевозки», — говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его оценкам, аэропорт потеряет около двух с половиной — трех лет прежде чем вернется к докризисным показателям по пассажиропотоку. В целом серьезного изменения структуры пассажиропотока пока не прогнозируется, говорит эксперт. «Терминал внутренних линий в Толмачево стал тесным уже давно и сейчас самое время его реконструировать. Оснований для того, чтобы сдвигать существенно сроки и пересматривать параметры проекта сейчас нет. Вопрос в том, чтобы компания могла привлечь финансирование на эти работы на привлекательных для себя условиях», — говорит господин Пантелеев.

Даже с учетом комплекса проблем у авиакомпаний и аэропортов, связанных с пандемией, перспективы роста пассажиропотока аэропорта Толмачева в горизонте 2022-2025 годов выглядят весьма оптимистично, и целевой уровень 10 млн человек в год, вероятнее всего, будет достигнут, если не в 2025 году, то к 2026-2027 годах, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Это обусловливает экономическую эффективность реализации, как минимум, первого этапа проекта реконструкции аэровокзального комплекса, говорит он. «Что касается второго этапа, то его начало и завершение могут быть сдвинуты на один-два года в связи с более плавным ростом пассажиропотока и с учетом возможных рисков, связанных со второй волной эпидемии коронавируса и затягиванием срока разработки эффективной вакцины», — считает эксперт.

Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов не исключает, что второй этап реконструкции терминала может быть сдвинут в сроках, если результаты этого года уведут аэропорт в минус. «Обслуживание международных рейсов составляет существенную часть прибыли аэропортов. Толмачево не исключение. В связи с крайне медленным открытием границ для авиаперевозчиков, собственники аэропорта рискуют столкнуться с необходимостью закрывать выпадающие расходы исходя из собственных резервов или заемных средств, что может ударить по реализации проекта реконструкции», — полагает он.

Оксана Павлова