В ангарском бунте увидели чеченский след

Вчера ГУФСИН по Иркутской области сообщило, что заказчики и каналы организации беспорядков в ангарской колонии №15 установлены. Напомним, обитатели исправительного учреждения, протестуя против действий администрации, сначала порезали себе руки, а потом подожгли строения в промзоне. В результате пожара, бушевавшего всю ночь, сгорели производственные цеха, сельхозпостройки, профтехучилище и школа. Бунт подавляли сотрудники спецназа. Знакомый с ситуацией источник „Ъ“ утверждает, что среди организаторов беспорядков бывший чеченский боевик, осужденный за нападение на автоколонну. Ранее глава Минюста РФ Константин Чуйченко заявлял, что бунт был срежиссирован извне.
В ангарском бунте увидели чеченский след

Иркутское УФСИН начало разделение заключенных ИК-15 на участников и зачинщиков бунта. Фото Следственного комитета РФ

«Следственные органы приступили к работе и уже установлены заказчики произошедшего инцидента и основные каналы организации беспорядков» — сообщило вчера ГУФСИН по Иркутской области. На период расследования ведомство вывезло в другие учреждения системы исполнения наказаний осужденных, являющихся активными участниками беспорядков. Их имена и другие подробностей расследования ведомство не сообщает.

Протесты в колонии строгого режима №15, где отбывают наказание осужденные, имеющие по несколько судимостей, произошли 9-10 апреля. Сначала, выступая против действий администрации учреждения, около 20 осужденных порезали себе руки. На следующий день порядка 300 заключенных в знак протеста против того, что совершивших попытку суицида вывезли в неизвестном направлении, отказались выйти на зарядку, а потом стали забрасывать сотрудников камнями и поджигать строения в промзоне. На подавление бунта привлекался спецназ ГУФСИН. Заключенные активно записывали видео на фоне горящей колонии, говорили, что их убивают и сообщали о погибших. Эти ролики в соцсетях распространяли правозащитники. На следующий день под завалами было обнаружено тело повешенного осужденного. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).

По данным источника „Ъ“, близкого к силовым структурам, бунт в колонии могли организовать авторитеты, у которых с администрацией была договоренность держать порядок в колонии за определенные поблажки — возможность пользоваться мобильным телефоном, получать хорошие сигареты, алкоголь и так далее. «ИК-15 — это черная зона, где установлен режим взаимодействия между администрацией и осужденными. Бунт мог произойти из-за того, что руководство колонии стало «завинчивать гайки», решив перекрасить колонию из черной в красную, когда вся власть у администрации. Не исключено, что было решено просто сменить «верхушку» осужденных, с которой взаимодействует администрация», — считает источник „Ъ“. Он отметил, что месяц назад в колонию был назначен новый заместитель начальника. По данным источника, основным организатором бунта стал житель Чеченской республики, отбывающий срок за терроризм. По неофициальным данным, он был осужден за участие в нападении на военную автоколонну. Официального подтверждения этой информации получить не удалось, по телефону пресс-службы УФСИН в течение дня не отвечали. При этом среди организаторов бунта, по данным источника „Ъ“, осужденные за умышленные убийства русские и тувинцы.

Министр юстиции РФ Константин Чуйченко заявил «Российской газете», что бунт в ангарской колонии был срежиссирован извне в ответ на ужесточение режима в ИК-15: «Попытки нового руководства навести порядок, пресечь незаконные действия, фиксировать нарушения, например, создание комфортных условий для отдельного контингента, столкнулись с саботажем и шантажом со стороны осужденных».

Игорь Новиков