Бюджет Иркутска «застрял» в депутатских амбициях

Благополучный областной центр столкнулся с самым настоящим бюджетным кризисом, словно глубоко дотационный поселок из какой-нибудь районной глубинки. Меньше недели осталось до конца года, а главный городской финансовый документ так и остается в «подвесе». Причина — амбиции депутатов думы областного центра. Сменившие в новом созыве имидж вечных «молчунов» на активных народных радетелей избранники решили так: «не бывать бюджету без наших правок». Правда, свое рвение, видимо, забыли подкрепить грамотной юридической базой. Депутатские правки, из-за которых буксует процесс принятия бюджета, уже получили протест со стороны городского прокурора. Более того, на ситуацию обратили внимание и в Законодательном собрании региона.

Черты бюджетного тупика начали обрисовываться еще в конце ноября, когда депутаты иркутской городской думы заявили о своем желании внести поправки в представленный администрацией на утверждение бюджет 2020 года и своим решением отложили его принятие. Суть поправок оказалась не абы какой затейливой — депутаты возжелали переложить часть средств (общим объемом 600 млн рублей — «АН») из одной статьи расходов на другую. Увеличить предлагалось в частности расходы на ремонт дворов, сократить — средства на финансирование муниципальных предприятий, содержание дорог, вычеркивались из сметы и планируемые ремонтные работы ливневой канализации на территории городка бывшего ИВВАИУ и стадиона «Авиатор». Оба этих объекта находятся в избирательном округе №16 — «домашнем» для мэра Дмитрия Бердникова.

Руководитель аппарата администрации Лариса Красноперова.

Все бы ничего, но предлагаемые поправки были внесены, по мнению администрации Иркутска и городской прокуратуры, с грубейшими нарушениями бюджетного законодательства. Образно выражаясь, депутаты вместо того, чтобы в соответствии с различными регламентами и правилами оформить как полагается свои пожелания, попросту составили некое «письмо деду Морозу». За это же «письмо» и проголосовали 13 декабря на заседании думы, назвав свои действия «принятием бюджета».

В последующие полторы недели депутатов пытались вразумить разными доводами. В первую очередь высказалась руководитель аппарата администрации Лариса Красноперова: «Принятие поправок думой Иркутска было проведено с грубейшими нарушениями законодательства: как процедурного — по порядку принятия, так и в части самих поправок — они противоречат действующему законодательству. В первую очередь — уставу города Иркутска и регламенту городской думы. Но самое главное они противоречат положению о бюджетном процессе в городе Иркутске. Нельзя не отметить, что нарушены положения Бюджетного кодекса. Принятый депутатами документ сейчас нельзя назвать законным. Кроме того, до его подписания мэром города он не имеет юридической силы. На подписание отведено 10 дней».

Почетный гражданин Иркутска Игорь Бычков.

Свою позицию озвучил и присутствовавший на заседании думы почетный гражданин Иркутска Игорь Бычков: «Основная задача — это найти наилучшее решение сложившейся ситуации, и ничего другого не придумано, как выслушать аргументы разных сторон. Я будучи и депутатом, и вице-мэром был по разные стороны участников этого бюджетного процесса, и я понимаю, как важно соблюсти баланс! И если депутаты берут на себя ответственность внести в главный финансовый документ изменения, то они должны обладать соответствующей квалификацией и действовать четко в рамках законодательства, а не на уровне пожеланий».

19 декабря был организован брифинг с участием представителей администрации Иркутска, городской прокуратуры и депутатов. Последние в ходе мероприятия не пожелали менять свою позицию, устроив препирательства с сотрудниками мэрии. В итоге вице-мэр Иркутска Виктор Ешеев сообщил, что городская администрация обратилась в прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования в связи с принятием думой города поправок к бюджету с нарушением норм законодательства.

Вице-мэр Иркутска Виктор Ешеев.

«Прокуратура в ответ на наше обращение направила протест в городскую думу. Это значит, что прокуратура Иркутска опротестовала законность действий депутатов в отношении принятия поправок бюджета города. Сейчас мы ждем дальнейших разумных действий от депутатов и письменного ответа на наши запросы. Пока вопрос не решится в пользу иркутян, мы будем продолжать отстаивать их интересы на всех уровнях», — подчеркнул вице-мэр.

В свою очередь прокурор города Дмитрий Прушинский подтвердил, что прокуратура Иркутска внесла в городскую думу протест на решение думы от 13 декабря текущего года об утверждении бюджета города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов с учетом одобренных депутатами поправок. Протест прокуратуры содержит требование к думе принять бюджет города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в представленной администрацией редакции.

24 декабря стало известно, что городская администрация направила в думу мотивированное обоснование об отклонении бюджета.

На 26 декабря намечено внеочередное заседание городской думы, в ходе которого будет решаться дальнейшая судьба главного финансового документа. Между тем ситуация похоже начала беспокоить и региональные власти. Накануне с депутатами встретились их коллеги из Заксобрания Иркутской области. В ходе встречи вице-спикер ЗС Александр Ведерников призвал народных избранников принять взвешенное и оперативное решение, которое учитывало бы интересы горожан.

Александр Потапов
Чем грозит непринятие городского бюджета?

В случае если дума и администрация Иркутска не найдут компромисс по бюджету и документ не будет принят и подписан в этом году, в 2020 году город будет жить по системе 1/12. Это означает, что Иркутску каждый месяц будет выделяться пропорциональная сумма на содержание своего хозяйства. При этом Иркутск лишится права участия в любых федеральных и областных программах и финансировании — жить придется исключительно на собственные доходы. А это меньше половины нынешнего бюджета — всего 9 миллиардов рублей.