Большой байкальский вопрос: как мыслить и делать сообща?

Не секрет, что реализация важнейших проектов обычно «пробуксовывает» из-за неотстроенного взаимодействия самых разных структур федерального и областного уровня. Чиновников начинают упрекать в бездействии. При этом и сама активная общественность, обеспокоенная тем или иным вопросом, не всегда может донести его значимость и народную точку зрения до тех, кто принимает решения — и в столице Приангарья, и в Москве, и в соседних регионах. Чтобы разное видение той или иной ситуации не приводило к сценарию, подобному известной басне про лебедя, рака и щуку, координирующей силой при решении многих ключевых для прибайкальских территорий задач выступает межфракционная региональная группа «Байкал» под руководством депутата Государственной думы РФ Сергея Тена.

Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен (крайний слева): «Создание некой надсубъектной организации с государственным участием по делам Байкала — с централизованным управлением, стабильным финансированием, четкими целями и задачами и жестким контролем над расходованием средств — может в корне изменить нынешнюю непростую ситуацию».

«Более половины вопросов, которые на встречах поднимают жители Иркутской области, так или иначе связаны с Байкалом», — констатирует Сергей Тен. К депутату приходят с просьбами и протестом, с жалобами и идеями. Есть, например, предпринимательское предложение по строительству в Байкальске мусороперерабатывающего завода, использующего уникальную технологию — без применения пиролиза. Или люди с опытом в разработке коммунальных инженерных систем предлагают создать единую комплексную систему очистных сооружений на Байкале. Параллельно активисты борются за создание программы экологизации водного транспорта, курсирующего по акватории Байкала. И подобных инициатив масса.

«Такое количество обращений по Байкалу свидетельствует о том, насколько важную роль занимает озеро в жизни иркутян. Для нас это действительно самое любимое место, куда мы ездим отдыхать семьями, зарядиться энергией. При этом Байкал — это не просто озеро, расположенное на территории трех субъектов, — это мировое национальное достояние. И, естественно, его проблемы нужно решать на самом высоком уровне. Тем более сейчас, когда Байкальская природная территория фактически располагается в двух разных федеральных округах: Сибирском и Дальневосточном».

Казалось бы, все понимают: да, необходимо убирать свалки вокруг Байкала, строить очистные, создавать экофлот, уделять внимание развитию Байкала как современного бренда. За чем дело стало? Ограниченное финансирование? Безусловно, ни муниципалитеты, ни даже субъекты самостоятельно решить огромный пласт вопросов не смогут. Но существуют соответствующие федеральные программы и национальные проекты. Всегда ли у региона получается в них зайти, а потом работать в соответствии со всеми требованиями? Законодательное регулирование — еще один непростой аспект, и разбираться в нем, как показывает практика, тоже лучше в тесном контакте с федеральным центром, с представителями всех вестей власти.

В частности, МРГ «Байкал» принимает активное участие в обсуждении проблемы законодательного регулирования экономической деятельности в центральной экологической зоне байкальской природной территории.

Владимир Бурматов, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды: «Половина выделенных средств в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской территории» имели к озеру косвенное отношение, и только 10 % выделяемых средств шло на мероприятия, направленные в защиту Байкала. Есть опасность, что с вступлением в силу национальной программы «Экология» может произойти дальнейшее сокращение федеральных средств, перераспределение их на другие программы».

Цель определяет нормы

Нынешним нормативам, очевидно, нужна масштабная перезагрузка. А вот какая — вопрос дискуссионный. По мнению населения, с одной стороны, сегодняшние жесткие правила не отвечают потребностям местных жителей и сдерживают развитие территорий. С другой стороны, все равно нет уверенности в благополучном будущем Байкала с точки зрения экологии.

Напомним, что к центральной экологический зоне БПТ — зоне максимальных ограничений хозяйственной деятельности — относится 90 тысяч кв. км. В Иркутской области в ее границах проживают порядка 56 тысяч человек в 78 населенных пунктах и 73 тысячи человек в 81 населенном пункте Республики Бурятия. Главным законом, устанавливающим основы регулирования отношений на БПТ — природоохранных, социальных, производственных, а также в сфере оказания услуг и других — с 1999 года остается федеральный закон «Об охране озера Байкал». В дополнение к нему принято более 10 специальных постановлений правительства, регулирующих ведение хозяйственной деятельности на БПТ. Осуществляется регулирование и на ведомственном уровне, а также на уровне субъектов федерации.

Для Сергея Тена давно очевидно, что законы, касающиеся Байкала, необходимо серьезно совершенствовать, и уже не один год депутат системно работает над этим: «С момента принятия ФЗ №94 «Об охране озера Байкал» прошло 20 лет. Мир не стоит на месте, и каждый день ставит перед нами новые задачи. Убежден, только когда мы общими усилиями — МРГ «Байкал», Правительства РФ, профильных комитетов ГД, законодателей Иркутской области, Бурятии и Забайкалья — разработаем четкую нормативно-правовую базу, можно будет говорить о комплексном развитии Байкальской природной территории».

Широкий круг байкальских проблем детально обсуждали в конце марта на выездных мероприятиях с участием депутатов межфракционной рабочей группы «Байкал», Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной думы РФ, природоохранных структур, научного сообщества, бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации. На заседаниях, за круглым столом, во время выездов на прибайкальские объекты, представляющие угрозу, разворачивалось довольно жаркое обсуждение одной из самых острых на сегодня тем — реализации федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» и национального проекта «Экология».

На одной чаше весов — защита природной экосистемы озера, на другой — экономика и социальные вопросы прибайкальских территорий. Мэры муниципалитетов обеспокоены сложностями со строительством новых социально-бытовых объектов, а ученые бьют тревогу: если не регулировать сбросы сточных вод, мы потеряем Байкал как чистейшее озеро. Можно ли в сложившейся ситуации найти баланс интересов?

Можно, считает Сергей Тен. Однако, по его мнению, главными барьерами на пути к здравым решениям остаются формальный подход на всех этапах формирования программ и проектов по защите Байкала и отсутствие четких целей и задач по социально-экономическому развитию территорий, которые входят в Байкальский регион.

«Мы опять наступаем на те же грабли: выделяем средства без понимания того, что в конечном итоге хотим получить. До сих пор у нас нет единой концепции развития Байкальской природной территории в границах Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Давайте четко обозначим цели: либо мы закрываем Байкал и делаем его заповедной территорией, либо все-таки разрешаем людям вести хозяйственную деятельность, — настаивает Сергей Тен. — Также нет общих понятных критериев оценки деятельности в Центральной экологической зоне и всей Байкальской природной территории. Не выработано и общего научно обоснованного заключения: какова же антропогенная нагрузка на озеро Байкал, какие необходимы первоочередные превентивные меры. По новому нацпроекту «Экология» выделяются деньги на рекультивацию отходов БЦБК. При этом на данный момент еще нет понимания, какой метод будет применяться».

По мнению депутата, большое упущение в том, что не был создан даже совместный координирующий орган трех субъектов. Есть трехстороннее соглашение о сотрудничестве между министерствами природы, но конкретное положение не разработано, рабочая группа не организована. На уровне правительства России за Байкал отвечают заместитель председателя правительства России Алексей Гордеев и министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Но при этом ни в одном из трех регионов такого профильного человека нет. Получается, что главное связующее звено между регионом и федеральным центром отсутствует. Отсюда и разная региональная трактовка нормативных актов — и по строительству на Байкале, и по стокам, и по другим ограничениям.

Не против ограничений, но за взвешенный подход

Один из основных вопросов, которой сегодня в проработке — это смягчение установленного запрета на строительство абсолютно всех новых хозяйственных объектов и реконструкцию действующих объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) их проектно-сметной документации. Как объяснил Сергей Тен, эта работа комплексная, и она предусматривает внесение изменений в целый ряд документов — ФЗ от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс.

В новом законопроекте, составленном с учетом замечаний Минэкономразвития РФ, Минюста России и МРГ «Байкал», планируется исключить из объектов ГЭЭ федерального уровня объекты социального назначения в буферной экологической зоне и зоне атмосферного влияния за пределами особо охраняемой природной территории.

«Прорабатывается и корректировка перечня видов деятельности. Мы работаем с Минприроды по изменению этого перечня, предлагаем разделить этот процесс на два параллельных этапа. Первый — изменение режима строительства объектов жилья и рекреации. Второй — рассмотрение иных изменений в перечень. Отмечу, что запросы в регионы по изменениям абзаца 21 соответствующего постановления ушли еще 7 февраля. От Минприроды Бурятии ответ в Минприроды России уже пришел, а вот от Иркутска нет. Примечательно, что письмо было зарегистрировано в Иркутске только (внимание!) 6 марта. Необходимо эффективнее налаживать межведомственное взаимодействие, коллеги. Формулировка, которая нам представляется оптимальной, включает в себя разрешение на строительство зданий и сооружений (или их частей) в границах населенных пунктов и запрет на строительство на территориях, расположенных за границами населенных пунктов зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек», — отмечает Сергей Тен.

Рекультивация отходов БЦБК: сроки проекта нужно продлевать

Также в марте рабочая группа побывала непосредственно на прибайкальских объектах, которые сегодня находятся в фокусе внимания властей и общественности. Главную угрозу для озера представляет Солзанский полигон по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Их накопилось более шести миллионов тонн, и никто сейчас точно так и не может сказать, как именно будут нейтрализованы эти опасные отходы. Процесс разработки адекватной технологии затянулся.

«В сложившейся ситуации, во-первых, требуется предусмотреть реализацию проекта по строительству сооружений для селевой и сейсмической защиты территории расположения накопленных отходов БЦБК, — считает Сергей Тен. — А во-вторых, необходимо перенести реализацию проекта по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК с 2019-2020 гг., на более поздние сроки (в рамках реализации федерального проекта) после подготовки нового проекта и осуществления законодательно установленных процедур его согласования и утверждения. Убежден, здесь не нужно принимать скоропалительных решений».

Очистные на Байкале: с нормативами не все так очевидно

Продуманным и обоснованным должно быть решение, касающееся очистных сооружений на прибайкальских территориях. Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков сообщил: «Сегодня из порядка 100 прибрежных населенных пунктов на Байкале только в 18 поселениях есть очистные сооружения. Ни одно из них, по оценкам Росприроднадзора, не соблюдает установленные нормативы. С другой стороны, Минприроды предлагает резко снизить требования, что, по мнению ученых, приведет к необратимым последствиям. Очного широкого обсуждения проектируемых нормативов проведено при этом не было. У нас снова нет золотой середины: либо все запрещаем, либо все разрешаем. Показательным примером отношения к Байкалу является и то, что Минприроды России не смогло делегировать для участия в мероприятиях своих руководителей, до последнего дня оттягивая с соответствующими решениями».

Проект изменений в приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. №63 («Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал») также широко обсуждался в ходе весенних выездных мероприятий МРГ «Байкал» в Иркутской области и Республике Бурятия.

Научное усиление

Сергей Тен активно поддерживает и помогает выстраивать планомерную работу по созданию в Приангарье научно-образовательного центра мирового уровня.

Как стало известно в феврале, Министерство науки и высшего образования РФ поддержало инициативу Иркутского государственного университета о создании научно-образовательного центра «Байкал». Ведомство рекомендовало принять участие в конкурсе на федеральный грант. «В России в 2019 году планируется создать в общей сложности 15 подобных центров. «Конкуренция большая, наши коллеги из других регионов тоже не собираются сидеть сложа руки, так как понимают, что НОЦ мирового уровня — это не только образовательный и научный проект, но и мощный драйвер социально-экономического развития субъекта. Со своей стороны, продолжу делать все от меня зависящее, чтобы в Иркутской области уже в ближайшем будущем появился НОЦ «Байкал». Для меня это одна из первостепенных задач», — пообещал руководитель МРГ «Байкал».

Упомянутый приказ устанавливает требования к качеству воды, которая должна выходить из очистных сооружений. Сейчас они достаточно жесткие, но можно ли их снижать, как было предложено в вызвавших волну возмущения поправках Миниприроды? На самом деле единого мнения нет даже в научных кругах.

«Сложность в том, что свои точки зрения отстаивают ученые с полярными взглядами на проблему, но уверен, что профессиональный компромисс будет достигнут, — выразил надежду Сергей Тен. — Именно ученые и экологи должны выработать четкую позицию по данному вопросу. Поэтому, во-первых, мы направили обращение в адрес министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрия Кобылкина с просьбой продлить обсуждение проекта приказа с учетом научного и экспертного обсуждения. Решение принято, и благодарю министра за принципиальную позицию в этом вопросе. Во-вторых, направили письмо на имя председателя Сибирского отделения Российской академии наук Валентина Пармона».

В итоге члены совета СО РАН признали необходимость корректировки нормативов очистки поступающих в Байкал сточных вод и решили создать рабочую группу. Ее цель — выбрать из существующих технологий по очистке наиболее эффективную и в срок до 12 июня подготовить конкретные предложения по изменениям 63 приказа. Рабочая группа займется и разработкой техзадания на строительство систем водоочистки на Байкальской природной территории.

Таким образом, сделан важный шаг на пути к общей согласованной позиции по одному из важнейших для Байкала экологических вопросов. В свою очередь, межфракционная рабочая группа «Байкал» продолжит активную работу по этому и другим направлениям совершенствования законодательного регулирования.

Здравый смысл подсказывает, что для разрешения всех противоречий следует разработать четкую нормативно-правовую базу, которая бы учитывала мнение жителей, бизнеса, науки, экологов. «Необходима согласованная работа Правительства России, Государственной думы, исполнительной власти трех прибайкальских регионов, — настаивает Сергей Тен и его коллеги по МРГ «Байкал». — Только в этом случае можно говорить о комплексном развитии Байкальских территорий. Нашу задачу как МРГ «Байкал» я вижу в следующем: мы должны выступать некой переговорной площадкой для сбора мнений. И если мы не будем услышаны на уровне министерства природы, то будем общаться с заместителем председателя правительства Алексеем Гордеевым, который курирует вопросы по Байкалу. Не услышат на этом уровне — будем пробиваться на уровень премьер-министра и президента России».

Олег Усов