75 лет борьбы за человеческие жизни

Областной онкологический диспансер отметил свой юбилей
Редакция АН совместно с журналистом и автором телевизионной программы «Фактор здравого смысла» Игорем Альтером продолжают серию публикации, посвященные здравоохранению. Этот выпуск — праздничный: совсем недавно ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» отметил свой 75-летний юбилей. «Что значит 75 лет в истории вселенной? Капля в океане, не более. А вот 75 лет для иркутской онкологии — это сама вселенная, со своей прогрессирующей эволюцией, несомненно успешной реакцией на вызовы времени, овладением высочайшими современными технологиями и сокращением смертности, — начал Игорь Альтер. — Я могу говорить об этом много. Но будет лучше, если об этом расскажет человек, который полностью погружен в развитие и становление иркутской онкологической службы: главный врач Иркутского онкодиспансера Виктория Владимировна Дворниченко».

Виктория Дворниченко пришла в Иркутский онкологический диспансер сразу же после окончания медицинского университета — 42 года назад. С тех пор в ее трудовой книжке запись только с одного места работы. При этом последние 20 лет она возглавляет это учреждение.

— Виктория Владимировна, если окинуть мысленным взором эту огромную дистанцию в 75 лет, то какие неизгладимые зарубки есть на этом пути?

Виктория Дворниченко: «Сегодня мы понимаем, что Иркутский онкодиспансер работает не только не хуже, а по некоторым показателям даже лучше, чем зарубежные центры».
Виктория Дворниченко: «Удалось сохранить ту школу онкологии, которая создавалась десятилетиями. Мои предшественники были достойными учителями, и мне и моим соратникам повезло встретить именно этих наставников».

— Для начала я хочу сказать, что в 2015 году онкологическая служба России отмечала свое 70-летие. Мы же на пять лет старше: официальная дата создания иркутской онкологической службы — 25 декабря 1940 года. Таким возрастом могут похвастаться лишь несколько онкодиспансеров России. В Иркутске раннее становление противоракового лечения тесно связано с громкими фамилиями в хирургии: Сапожников, Колченогов и многие другие были известны на всю страну, и именно они стали основоположниками противораковой хирургии. Они пытались лечить больных с очень тяжелыми онкологическими патологиями, такими как рак желудка, рак легкого и рак пищевода. Только их усилиями в факультетских клиниках было выделено 30 коек для онкобольных.

Позже мощное влияние на развитие онкослужбы оказал Константин Игнатьевич Брагинский. Он сделал первую терракальную операцию в Иркутской области и затем занимался раком пищевода и раком легких. Он же выбрал для онкологической службы новое здание на улице Фрунзе, 32. То есть Константин Игнатьевич заложил первый кирпичик на территории, где мы развиваемся по сей день. Здесь был основан организационно-методический кабинет, появился рентгенологический аппарат. За первые пять-десять лет развития была создана прочная структура, работающая на благо людей.

Но судьба нашего онкодиспансера такова, что здесь он размещался не всегда. В 1956 году состоялся переезд на улицу Каландаришвили — там было организовано уже 75 коек для онкобольных. При переезде сюда уже было два отделения, уже делались операции, которые были необходимы практически при всех локализациях злокачественных опухолей. В итоге онкослужба так прочно встала на ноги, что очень быстро переросла свои возможности: потребовалось более просторное помещение. Поэтому в 1967 году мы снова переехали — опять на Фрунзе, 32. На тот момент уже было построено типовое здание по проекту, по которому онкологические диспансеры строились по всей стране. И с тех пор мы живем и работаем по этому адресу, продолжаем расти и развиваться. Сейчас у нас в диспансере 275 коек.

— Но ведь и это здание не стало для вас конечным, сейчас вы работаете по этому же адресу, но появился новый корпус.

— Развитие — это непрерывный процесс, тем более в медицине. Онкологическая служба всегда быстро росла, поэтому уже в 1986 году мы начали задумываться о новом корпусе. Тогда же был создан проект, который в итоге начал воплощаться в жизнь только в 1995 году. Это время во многом судьбоносно и лично для меня, и для развития нашего онкодиспансера: в 1995 году я совершенно необычайно и почти случайно стала главным врачом.

В 2015 году онкологическая служба России отмечала свое 70-летие. Мы же на пять лет старше: официальная дата создания иркутской онкологической службы — 25 декабря 1940 года.

— Почему же это произошло случайно и необычайно?

— В тот период я была завотделением, которая усердно помогала Владимиру Ефимовичу Назарову, нашему главному врачу, добиться строительства нового хирургического корпуса. Тем более что с 1986 года, когда был создан проект, прошло девять лет, и проект устарел — он уже пересматривался, корректировался, видоизменялся. Мы плотно работали с областными властями, на тот момент — с губернатором Юрием Абрамовичем Ножиковым, которому я очень признательна за понимание: он понял, что создание этого корпуса просто необходимо, и даже подписал постановление о выделении средств на строительство. Однако в правительстве были также и противники этой идеи, считавшие, что возведение такого дорогостоящего объекта нужно отложить. В связи с этим мне приходилось очень много времени проводить в облправительстве, чтобы объяснять необходимость стройки, рассказывать и убеждать. Эта напористость и повлияла на то, что мне предложили стать главным врачом, и мы с Владимиром Ефимовичем Назаровым поменялись должностями. Для меня это было совершенно неожиданно, так как в тот момент я уделяла максимальное внимание хирургии.

— С позиции огромного опыта вы уже можете определить, что вам лично удалось сделать для иркутской онкологической службы.

an494003irk06
Преемственность поколений в иркутской онкологии существует, сейчас самые молодые врачи — это 25-30 лет. Сейчас они — готовая замена специалистам старшего возраста.

— Правильно. Прежде всего мне удалось сохранить ту школу онкологии, которая десятилетиями создавалась до меня. Мои предшественники были достойными учителями, и мне и моим соратникам очень сильно в жизни повезло встретить именно этих наставников. Теперь, так же как когда-то в нас, мы вкладываем в нашу молодежь свои знания и опыт. Преемственность поколений в иркутской онкологии существует, сейчас самые молодые врачи — это 25-30 лет. И они хотят учиться, хотят работать профессионально, что очень меня радует. Сейчас они — готовая замена специалистам старшего возраста.

Коллектив, который сложился в онкодиспансере, понимает, что без развития и роста профессионализма ничего мы сделать не сможем. Я, имея более чем 40-летний опыт работы, могу сказать: за последние десятилетия изменился сам человек, и изменилась раковая опухоль. А раз болезнь меняется, то и от методов лечения и врачей требуется непрерывное изменение подходов.

— Юбилей это не только повод поговорить о достижениях, но и повод вспомнить о том, что еще не сделано.

— Только что говорила о молодежи, о ее стремлении учиться и повышать свой профессиональный уровень. Но, к сожалению, все-таки вынуждена констатировать: есть проблемы с кадрами. Диспансер является базой двух кафедр: медицинского университета и академии постдипломного обучения. Это дает возможность и со студентами проводить хорошую агитационную работу, и готовить кадры для себя и для онкокабинетов в районах.

Также надо отметить, что пока мы не построили радиологический корпус. Недавно мы с муками, через 20 лет после начала строительства, сдали хирургический корпус. Построили пансионат для больных, приезжающих из отдаленных районов. В феврале откроем здание для трансплантации костного мозга и лечения высокодозных химиотерапий — это лейкоз, лимфома и другие заболевания, которые требуют такого подхода. Мы заключили хорошее соглашение с институтом в Санкт-Петербурга по трансплантации костного мозга, который будет с нами работать полтора-два года. И очень ждем, когда же начнется реализация третьего этапа модернизации, который сейчас мы обсуждаем с нашим правительством — строительство радиологического корпуса с ПЭТ-центром (позитронно-эмиссионная томография). Безусловно, Иркутской области нужен ПЭТ-центр, планируется корпус построить так, чтобы спектр лечения радиологическими препаратами был полный. Я думаю, что понимание по необходимости строительства этого объекта с новой властью у нас произошло, подготовка документов продолжается. Радиологического оборудования в области не хватает, и прошлый год был очень тяжелым, потому что старое оборудование, которое есть у нас в распоряжении, часто ломалось. Я всегда извинялась перед пациентами, которые вынуждены были неоднократно писать обращения из-за того, что аппаратура на ремонте. Новый корпус позволит нам создать полный комплекс радиологического оборудования с изотопной диагностикой и ПЭТ-центром. Я надеюсь, что в течение двух лет он будет построен и введен в работу.

— Какие проблемы еще есть? Большие очереди существуют?

an494003irk05
Победить рак можно только благодаря ранней диагностике, хорошей диспансеризации с выявлением групп риска и сознательному отношению к своему здоровью у населения.

— Очередей нет, потому что на Каландаришвили мы открыли новую поликлинику для городских больных. В старом здании, которое тоже требует капитального ремонта, но открыли. А ремонт планируется провести министерством здравоохранения Иркутской области. Кроме этого, изменилась запись людей. Через сайт, через электронную почту, через телефонную связь можно записаться на прием к врачу, что очень удобно. Конечно, это зависит не столько от пациентов, сколько от работы районной больницы, которая обеспечивает и направления, и обследования людей. Единственное, что еще остается, это очередь на дообследования. Дообследование, которое необходимо в онкологии, очень полное и мощное. И провести его в районных больницах невозможно. Но базовое обследование делается. В общем, изменилось многое. Но, конечно, еще много работы для совершенствования всех процессов.

— На сколько выросла сегодня заболеваемость раковыми заболеваниями?

— В начальном этапе становления онкологической службы в Иркутской области случаи раковых заболеваний были редкие, ведь выявляемостью на начальной стадии особо не занимались. Сейчас заболеваемость высокая, и она может еще увеличиваться, но это не страшно, а, наоборот, хорошо: высокие показатели означают, что мы еще не достигли того порога выявляемости, который мы можем иметь в своем прогнозе. А для этого нужно научиться всем — и врачам общей лечебной сети, и пациентам с подозрением на раковую опухоль — выявлять заболевание на ранней стадии. Когда мы говорим о выздоровлении раковых больных, то мы в первую очередь говорим об излечении от ранних стадий рака. Против онкологии в четвертой стадии бессильны не только врачи Иркутской области, но и врачи всей России и мира. Поэтому обращаюсь к людям: следите за своим здоровьем! Обязательно проходите обследования. Сегодня, например, одни из самых неприятных последствий мы имеем от онкологических заболеваний женской половой системы, в частности — от рака шейки матки. Это заболевание мы пока победить не можем. Да, есть вина врачей, которые где-то на раннем этапе просмотрели, но больше виноваты сами женщины, которые не посещают женские консультации.

— Давайте коснемся вопроса фармацевтических препаратов. В последние годы в онкологии появились какие-то высокоэффективные лекарства, позволяющие в значительной мере сократить смертность?

— Лекарственная терапия — основа лечения злокачественных образований. Успех лечения мы видим именно в тех препаратах, которые сейчас готовятся к выпуску. Мы в лаборатории определяем генетические изменения, которые позволяют назначить пациенту конкретный препарат, и он действительно повлечет за собой уменьшение и даже исчезновение опухоли. Но, к сожалению, эти препараты очень дорогие. Обидно, что не удается по федеральным программам получить значительное количество денег на них. Я честно завидую нашим лечебным учреждениям, которые лечат ВИЧ-инфекцию: им выделяют порядка 20 млрд рублей, это прекрасно. Нам таких денег пока не дают. Однако в течение последних пяти лет мы стремились обеспечить пациентов онкодиспансера такими препаратами. Поэтому лекарства есть. Но нельзя надеяться только на них. Победить рак мы сможем только благодаря ранней диагностике, хорошей диспансеризации с выявлением групп риска и сознательному отношению к своему здоровью у населения.

an494003irk07

Олег Усов