Свернуть в шаге от счастья

Число самоубийств в Иркутске достигло критической точки: всего за четыре месяца, прошедших с начала года, уже более 10 подростков свели счеты с жизнью. О том, почему трагические случаи стали практически обыденностью и как их избежать в дальнейшем, решил разобраться корреспондент ВФ. Психологи доказали, что с каждым новостным сообщением о суициде самоубийств становится только больше, причем повторяются и способы «наложения рук», описываемые в заметках — срабатывает некий волновой эффект. Автор отдает себе отчет всей ответственности написания материала на тему суицида, но наравне с этим осознает, что не писать об этом уже нельзя.

Суицид как крик о помощи все чаще встречается у подростков. Фото Евгения Козырева

Открыл глаза — и жгучий стыд

Он натянул на глаза шапку и неуверенно сделал шаг вперед. В одно лишь мгновение решалась его судьба. Шаг — и все, пустота.

Первая мысль, возникшая сразу же после падения с пятого этажа, была немного нелепой для этой ситуации — «братика из детского сада забыл забрать». Потом он встал и, как во сне, куда-то пошел. Последнее, что помнит, какой-то прохожий попытался ему помочь. И все — сознание резко отключилось.

Денис (имя изменено — ВФ) рассказывает о своей попытке самоубийства спокойно, иногда в ходе разговора открыто улыбается. Признаться, случайно узнав об истории Дениса, я очень долго не решалась ему позвонить, позвать на интервью, чтобы лишний раз не тревожить. Но, на удивление, Денис легко отреагировал на просьбу. В каждом движении, в каждом взгляде этого слегка сутулого человека, смотрящего на мир через желтые очки, было заметно, что он полностью переосмыслил происшедшее с ним и приобрел бесценный опыт.

Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысячи детей, покушений на суицид в три-четыре раза больше.

Попытка уйти произошла, когда Денису было 14 лет. Сейчас, когда ему 27, он понимает, что ничего страшного, из-за чего нужно было решаться на крайние меры, тогда, по сути, не происходило. Но в подростковом возрасте, как известно, любая, даже самая плевая проблема расширяется до вселенских масштабов. Дениса в то время сильно контролировала мама: заставляла ходить в ненавистную лыжную секцию, отводить в детский сад и всячески ухаживать за младшим братом. Из-за того, что он занимался нелюбимым делом, у него часто было плохое настроение, и, как следствие, парень плохо ладил со сверстниками. Подлили масла в огонь ссоры с отчимом. Но, как поясняет Денис, его родные ни в коем случае не виноваты в случившемся — ведь это была прежде всего его реакция на давление со стороны своих родственников.

«Открываю глаза — я в реанимации. Катетер, дренаж, связанные руки. Первое, что ощутил — стыд, такой жгучий, что захотелось все перемотать назад. Но это событие уже нельзя было удалить, словно файл на компьютере», — рассказывает он. Денис родился в рубашке — от падения с такой большой высоты только два перелома ребра, проткнутое ребром легкое и синяки полосами во все ноги. Самое серьезное — двусторонняя пневмония, полученная из-за переохлаждения на морозе. То, что подросток остался живым и относительно невредимым, — это настоящее чудо и провидение. Особенно если учесть, что приземлился Денис чуть ли не на голую бетонную плиту, на которой практически не было снега (но нужно понимать, что такое везение может случиться далеко не с каждым, немало людей из-за своей подростковой глупости становятся инвалидами). Мама Дениса, когда тот еще находился в реанимации, дала обет, что если сын выживет, она приобщится к вере, станет ходить в храм, соблюдать посты.

За первый квартал 2013 года в Иркутске было совершено более 10 попыток самоубийства. В половине случаев на себя накладывали руки девочки в возрасте 15 лет.

«К мысли о суициде подталкивает зацикленность на самом себе. Человек думает, что плохо только ему одному во всем мире. И еще этот ложный эгоизм — желание получать и ничего не отдавать взамен. Второе заблуждение человека с суицидальными мыслями — ощущение, что так ужасно, как ему сейчас, будет всегда. Хотя это абсолютно не так — в мире нет ничего постоянного: ни счастья, ни горя. Мудрый подход — относиться ко всем проблемам, как к испытаниям, пережив которые ты, словно в каком-то квесте, переходишь на другой уровень осознанности. Есть еще интересное сравнение — Бог нам все время дарит подарки, но они очень туго завернуты в обертку (проблемы). Пока изрядно не постараешься, никогда не узнаешь, что было внутри. Также в самые трудные, переломные для нас моменты безумно важно, чтобы рядом были люди, которым можно выговориться, иногда даже поплакаться в жилетку. Страшные безрассудства часто как раз и происходят оттого, что не оказалось поблизости человека, который бы тебя поддержал», — размышляет сейчас Денис.

Ни в коем случае не брать вину на себя

Психотерапевт, психолог-консультант тренингового центра Middle way Александр Мусихин объясняет, что есть две принципиально разные формы суицида — реальное желание покончить с собой и демонстративное поведение. «Люди первой группы ведут себя как обычно, стараясь, чтобы окружающие никак не узнали об их страшном намерении. Этот тип суицида очень сложно распознать и, как следствие, вовремя помочь. Второй вид — когда человек на самом деле хочет не распрощаться с жизнью, а привлечь внимание к своим проблемам, это словно крик о помощи. Именно такой тип суицида часто обнаруживается у подростков — шантаж, манипулирование окружающими, даже попытки сделать из суицида «шоу».

На вопрос, как предотвратить побочные эффекты переходного возраста, психолог отвечает сначала общими фразами: нужно интересоваться жизнью ребенка, быть с ним в контакте. «Чтобы узнать, чем живет ребенок, нужно самому рассказывать о своей жизни, в том числе и о своих беспокойствах. Не должно быть целью сделать из себя идеальную картинку, безукоризненный пример для подражания. Тогда подросток начнет доверять и не будет замалчивать негативные моменты. Можно рассказать ребенку что-то о своей юности и молодости. Но ни в коем случае не следует нести нравоучения о том, что раньше дети были намного воспитаннее и послушнее, чем сейчас». Если же ситуация совсем критическая, есть подозрения на возможность суицида, то нужно обращаться к специалисту, причем проходить психологическое консультирование лучше всей семье сразу. В крайнем случае, если ребенок сопротивляется, родителям следует приходить к специалисту самостоятельно.

В России отсутствует системная работа по профилактике детских суицидов, лишь в одной из трех школ сегодня имеется психолог.

«Чаще всего мысли и попытки суицида возникают в переломное для человека время, в периоды изменений. В психологии это называется возрастными кризисами. Это может быть окончание школы или института, когда человеку нужно сделать выбор насчет своего будущего и начать вести самостоятельную жизнь. Это может быть возраст около 30 лет, когда человек заканчивает жить по родительским сценариям и ищет уже свои собственные», — комментирует Александр.

Если несчастье уже произошло, то людям, окружавшим самоубийцу, ни в коем случае не следует брать вину на себя. Если же кто-то из знакомых или пассий начинает шантажировать возможностью совершения суицида, с таким человеком лучше прекратить общение, мягко посоветовав ему сходить к психологу.

Хотя в нашем обществе почему-то принято непременно выискать «точные» причины суицида и по возможности найти «козла отпущения». Человеку, который хочет покончить жизнь самоубийством, перед решающим шагом нужно не только представить измученных горем родителей и сотни недоуменных, сбитых с толку людей, но и предположить, что его поступок может кому-то серьезно навредить. В Иркутске был случай, когда преподавательницу одного вуза обвиняли в суициде ее студентки (хотя на самом деле там были совсем иные причины).

«Работа психолога с людьми, склонными к суициду, — достаточно специфическая. На консультации ни в коем случае не замалчиваются суицидальные мысли. Доказано, что чем более подробно это все оговорено в беседе, тем меньшая вероятность, что клиент воплотит свой порыв в жизнь». Родителям, чей ребенок склонен к суициду, также не следует пугаться подобных разговоров», — посоветовал Александр.

И дети могли бы обнимать свою маму

«Люди изобретают множество способов не брать ответственности за свою жизнь. Самоубийство — самый эффективный из этих способов, к которому прибегают в последнюю очередь. Миллионы людей на Земле заглушают чувство ответственности за свою жизнь алкоголем, наркотиками, лекарствами, едой, работой, и в конце концов это их убивает. Это тоже самоубийство, но только постепенное», — пишет в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя» психолог-психосоматик Лиз Бурбо.

На всю Иркутскую область насчитывается всего лишь 21 квалифицированный детский психиатр и только один детский суицидолог. Эксперты оценивают состояние как катастрофическое и не знают, как привлечь врачей в регион с одним из самых высоких показателей «суицидальной активности населения».

У автора этого текста есть знакомые, которые, к глубокому сожалению, покончили жизнь самоубийством. Одна из них — школьная подруга (назовем ее Алена). Несмотря на то что Алена выросла в неблагополучной семье (ее вместе с сестрами воспитывали закодированный отец и выпивающая бабушка), она была неунывающей жизнерадостной девочкой, училась на одни пятерки, в общем, являлась единственным для домашних лучиком света. Но, обучаясь в 11-м классе, она забеременела от парня-девятиклассника (ей тогда было 18 лет), через год от него же родила еще одного ребенка. Отношения с малолетним отцом ее детей у Алены не заладились, парень ей изменял; неудачная личная жизнь и стала, по версии знакомых девушки, причиной ее суицида. Хотя многие недоумевали, как она, сама выросшая без матери (та спилась), смогла обречь на такую участь и своих собственных детей (им тогда было всего лишь два и три годика). По рассказам свидетелей, малыши, находившиеся в доме во время страшного происшествия, говорили: «Маму ангелы на небо унесли».

«Произошедшая история вполне объяснима с точки зрения психологии, — комментирует психолог Александр Мусихин. — Из того, что нам известно, можно сделать как минимум два предположения о причине суицида. Первая — неумение построить семейную жизнь. Второе объяснение поступка кроется в обстановке, в которой росла сама Алена. Известно, что дети зачастую повторяют сценарии своих родителей. По представлению жизни Алены, детей воспитывал один отец, там не было отведенной матери роли. Алкоголизм, которым страдала ее собственная мама, — это тоже самоубийство, только его медленная форма. Таким образом, суицид, к сожалению, стал для девушки способом отомстить мужу и выходом из сценария, в котором, как ей казалось, ей самой нет места. Алене нужно было обратиться к психологу или найти поддержку у кого-то из близких. Тогда можно было бы предотвратить трагедию».

Анастасия Елизарова
P.S.

Сейчас у Дениса течет насыщенная интересная жизнь. Он отслужил в армии, работает в службе поддержки интернет-сервиса, в свободное время активно развивается и самосовершенствуется — ходит на йогу, на различные психологические тренинги, удивительно вкусно готовит. Встречается с любимой девушкой, с которой уже видит красивое будущее.

— Денис, представляешь, если бы всего этого не было… Если бы твоя попытка была «удачной» и тебя бы уже здесь не существовало, — задаю вопрос и понимаю, что думаю одновременно и о том, как могла бы сейчас весело бегать вместе с маленькими детьми по двору моя подруга детства… Ответ нынешнего Дениса предсказуем:

— Нет, не могу представить. Несмотря на то что я сделал неправильный выбор, споткнулся, судьба дала мне второй шанс, за что я ей безмерно благодарен.

Дай бог, чтобы каждый человек, который думает о суициде или уже натягивает веревку, подходит к краю крыши, на секунду задумался, что у него все может быть иначе. И если он передумает, родные и близкие, возможно, будут знать его не как жалкого самоубийцу, а как очень интересную и разноплановую личность.

«Тот, кто не может пережить приступ меланхолии и убивает себя сегодня, захотел бы жить завтра, если бы у него хватило терпения подождать». И правда, этого самого терпения, о котором говорил философ-просветитель Вольтер, к сожалению, не хватает многим современным людям.