90-е вернулись

в новом спектакле драмтеатра
В минувший вторник на большой сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова состоялась первая премьера 165-го сезона. Спектакль по пьесе Юрия Полякова «Халам-Бунду» поставил режиссер Геннадий Гущин, который предлагает зрителю со смехом относиться к недавнему российскому прошлому и еще раз убедиться в том, что любовь способна примирить всех.
Спектакль по пьесе Юрия Полякова «Халам-Бунду»

«Халам-Бунду» — это слова свадебной песни одного африканского племени, которую напевают профессор сравнительной мифологии Федор Тимофеевич Куропатов и его супруга Лидия Николаевна. Впрочем, пьеса Юрия Полякова, впервые поставленная на сцене иркутского драмтеатра, вовсе не об африканских племенах, хотя и они успеют сыграть важную роль в этой запутанной истории из жизни одного большого семейства и его окружения. В обшарпанную профессорскую квартиру неожиданно вваливаются бизнесмен, которого правильно было бы назвать бандитом, и его телохранитель. Угрожая пистолетом, они берут в заложники всю семью и всех, кто случайно оказывается рядом. На дворе лихие 90-е, в окне маячит эмблема только что открывшегося в Москве «Макдональдса» рядом с вывеской колхозного рынка. Страна на пороге больших перемен, и жертвы, сопутствующие им, неизбежны. «Новые русские» решают свои проблемы заказными убийствами, и один из них (в классическом малиновом пиджаке) как раз решил отсидеться в квартире своей бывшей бухгалтерши, которая отказалась подделывать финансовые документы.

Писатель и драматург Юрий Поляков, по его собственным словам, создавая эту пьесу на рубеже веков, «хотел написать сатирическую вещь про непримиримый конфликт «новых» и «старых» русских, а сочинил историю любви, которая примиряет вражду, соединяет несоединимое и дает силы обживать будущее, каким бы неуютным оно ни было».

Для каждого взрослого человека 90-е годы прошлого века прошли по-своему трудно, это было время больших испытаний и разочарований с одной стороны, и радужных надежд и шальных денег — с другой. Кто-то с легкостью смог приспособиться к новому для страны капиталистическому времени, а кто-то до сих пор с любовью вспоминает времена СССР, когда все были равны. Именно такими непримиримыми героями населил свою пьесу «Халам-Бунду» Юрий Поляков. Своеобразный срез российского общества, где есть предводитель дворянства, раздающий за плату звания графов и баронов; марксистка, убежденная, что социализм с человеческим лицом есть единственно верный государственный строй; новый русский, считающий, что главное в жизни — это успеть обмануть, пока не обманули тебя; челночница, пытающаяся прокормиться перепродажей дешевых турецких шмоток; спивающийся ученый-изобретатель; трусоватый телохранитель, пенсионер-профессор и чистая юная душа, не способная обмануть и предать ближнего.

Здесь нет отрицательных героев — у каждого своя правда, которую он готов защищать словом и делом, что и происходит, вплоть до рукоприкладства и настоящей дуэли, однако автор, а вслед за ним и режиссер не делают из этого трагедии. Наоборот, Юрий Поляков и Геннадий Гущин предлагают посмеяться над всеми — по-доброму, без сарказма и злобы, как над детьми, которые ссорятся в песочнице из-за пустяка.

Пьеса устроена таким образом, что в ней практически отсутствуют второстепенные персонажи, поэтому сам спектакль ценен прежде всего великолепными актерскими работами. Неподражаемы Владимир Орехов, весь спектакль со стремянки восклицающий «Лииида!», и Елена Мазуренко — в роли его жены; обаятелен Александр Ильин в роли пьющего простачка-изобретателя; брутален Степан Догадин в роли «нового русского»; по-настоящему уморителен Николай Дубаков с шикарными усами и троекратными поцелуями. Хороши в своих ролях и остальные артисты.

Антон Кокин