Дорожный разбор

Неожиданно наступившая зима в Приангарье заставила дорожников в срочном порядке подводить итоги не только сделанного в этом строительном сезоне, но и того, что осталось под слоем снега незаконченным. В отчетах — километры построенных, отремонтированных дорог, субсидии муниципалитетам и… констатация: на конец года будет освоено только 90% средств, выделенных в 2012 году на региональную дорожную отрасль. Свой вклад в недоосвоение внесли муниципалитеты, подрядчики и погода. Возможно, это стало и причиной увольнения сразу трех руководителей дорожной отрасли Иркутской области.

Не успели до зимы

На прошедшей неделе дорожная отрасль стала одной из главных тем обсуждения. И неудивительно — зима, пришедшая в Приангарье как минимум на две недели раньше обычного, покрыла снегом незаконченные участки дорожных работ. На Байкальском тракте Дорожная служба Иркутской области начала ремонт участка, сняв асфальтовое покрытие и не успев его заменить на новое. Четвертый пусковой комплекс моста через Ангару также, скорее всего, не будет сдан в этом году из-за погодных условий. Но если одни подрядчики уже признали, что доделывать работы придется весной, то другие — героически борются со сложившимися обстоятельствами. Так, под окном редакции — на улице Красноармейской  — после ремонта сетей всю неделю дорожники устанавливали бордюры и засыпали проезжую часть, не думая о качестве и долговечности результата. Настойчивость рабочих, с утра до вечера ковыряющих замерзшую землю, легко объяснима. Действие большинства контрактов на выполнение дорожных работ заканчивается 1 ноября. Опоздание грозит штрафными санкциями, а вот плохое качество могут и не заметить.

Так совпало, что вопрос дорожных работ в регионе на прошлой неделе оказался и в центре внимания депутатов Законодательного собрания Иркутской области, на очередной сессии которого прошел правительственный час по теме созданного в 2012 году дорожного фонда региона. Как заметил основной докладчик по вопросу — заместитель министра строительства и дорожного хозяйства региона Валерий Донской, общий объем дорожного фонда Иркутской области в 2012 году составил 6,8 млрд рублей. Такие масштабы финансирования оказались для региона в новинку. Только по сравнению с 2011 годом расходы на дорожную отрасль повысились в 1,9 раза. При этом затраты на ремонт дорог были увеличены в два раза по сравнению с 2011 годом, на капитальный ремонт — в 2,7 раза, расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог выросли и вовсе в семь раз.

«После многих лет хронической нехватки финансирования дорожной отрасли, в этом году впервые ситуация стала меняться. Впервые за последние годы благодаря заслугам директора Дирекции автомобильных дорог Иркутской области Евгения Липатова проведены своевременно аукционы по областным дорогам — 150 контрактов, 137 аукционов.

Начали работать пункты весового контроля, на нарушителей уже наложено 600 тыс. рублей штрафов, подготовлены соглашения о возмещении ущерба в 12 млн рублей. Впервые за последние восемь лет ввод автомобильных дорог после реконструкции составит 17,5 км», — перечислил успехи депутатам Валерий Донской. Но признал: проблем в отрасли еще много. До сих пор нельзя говорить о полноценном охвате региона дорогами общего пользования. Много еще остается бесхозных дорог. В особую группу проблем докладчик выделил — нехватку специалистов дорожной отрасли, как в муниципалитетах, куда в этом году впервые пришли значительные средства на дорожные работы, так и в подрядных организациях. Во многом из-за этого, а также из-за погоды, к концу года бюджет фонда будет использован только на 94%.

Муниципалитеты и подрядчики недоработали

Свой вклад в «недоосвоение» внесли как раз муниципальные образования региона и подрядчики. Так, из 1,120 млрд рублей, предусмотренных в фонде 2012 года на субсидии муниципалитетам Приангарья, на сегодняшний день перечислено территориям только 900 млн рублей. «Планировалось, что обновить свои дороги за счет этих субсидий смогут не только районы, но и мелкие муниципалитеты, поселения. Но не все заявились. Так, на 1 октября только 92% от общего количества МО подали заявки на получение субсидий. По дворовым территориям договоры на выполнение работ были заключены всего на 68% от предполагавшейся суммы», — пояснял чуть ранее заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко. Правда, как заверил зампред, эти деньги не потеряны для дорожной отрасли. Они перейдут на 2013 год и будут израсходованы.

К новым объемам финансирования дорожных работ в Приангарье оказались не готовы и подрядчики. По словам Николая Хиценко, некоторые из них не успели выполнить свои обязательства вовремя. «Но надо отметить, что более серьезных проблем с подрядчиками нам удалось избежать, в том числе благодаря отказу от авансирования дорожных работ. Схема нашего сотрудничества простая: на конкурсе определяется подрядчик, если нет собственных средств, он берет кредит в банке, начинает работы на объекте, по факту выполненных работ получает деньги. Благодаря этому ни одного брошенного объекта у нас нет. На всех участках ведутся работы, но в силу разных причин не везде они завершатся в установленный контрактом срок», — пояснил Николай Хиценко.

По словам экспертов, возросшие объемы дорожных работ в Иркутской области крайне обострили и проблему обеспечения отрасли собственными строительными материалами. Так, необходима разработка карьеров, реконструкция либо открытие новых асфальтобетонных заводов. Как отметил на сессии ЗС директор Дорожной службы Иркутской области (ДСИО) Андрей Кайдаш, проблемы с производством собственного асфальтобетона могут начаться уже в следующем году. По его словам, Росприроднадзор начал выписывать штрафы и закрывать асфальтобетонные заводы, входящие в состав службы.

Из 28 АБЗ, входящих в состав ДСИО, один уже закрыт ведомством из-за загрязнения атмосферы. Чтобы модернизировать работу закрытого завода, нужно вложить 3 млн рублей. Дополнительные средства нужны и на модернизацию производств. Работающие в сети ДСИО заводы сильно отстают от современных по объемам производительности. «Если на наших заводах максимальная производительность составляет 30 тонн в час, то новые предприятия, даже слабые по мощностям, выдают около 120 тонн асфальтобетона в час. При этом расходы и себестоимость у них ниже, чем на заводах ДСИО», — отметил директор Дорожной службы.

По мнению Андрея Кайдаша, выход из ситуации один — целевое финансирование этого направления за счет областного бюджета. Будут ли выделены деньги на это направление, пока непонятно. Еще нет и окончательной суммы дорожного фонда на следующий год. Предполагается, что его объем точно превысит 7 млрд рублей. Рост затрат запланирован по всем направлениям дорожных работ.

Сошли с дороги

Однако, как выяснилось чуть позже, осваивать средства следующего года предстоит уже новым чиновникам. Валерий Донской, выступая перед депутатами ЗС, обмолвился, что региональный дорожный блок ожидают глобальные кадровые перестановки. «Уволен Липатов (директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» Евгений Липатов — ВФ). Я две недели дорабатываю. Судьба Кайдаша будет решена в ближайшее время», — выпалил он. Узнать другие подробности кадровой чистки в стенах минстроя не дала спикер ЗС Людмила Берлина, обрывавшая все попытки депутатов задать уточняющие вопросы. Не получил ВФ ответ и на запрос в министерство строительства по поводу кадровых изменений.

Между тем на прошлой же неделе намек на возможное увольнение получил от губернатора области Сергея Ерощенко и сам министр строительства и дорожного хозяйства Михаил Литвин. «Там, где строят четвертый пусковой комплекс моста, асфальт льют в снег. Это мультипликатор наоборот! А если министр не займется дорогами, то я займусь министром. Вы меня слышите, Михаил Владимирович?» — эмоционально обратился к подчиненному Сергей Ерощенко. Михаил Литвин кивнул в ответ.

PDF номера