Власти, пассажиры, перевозчики — кто управляет транспортной ситуацией?

Иркутяне сетуют на разваливающиеся автобусы и непредсказуемый график их движения. А жители некоторых селений вообще забыли, что такое регулярный транспорт до районного или областного центра, так как частные перевозчики не горят желанием гонять свои машины далеко и, как они считают, не особо выгодно. Ситуацию обсудили на муниципальном часе 68-й, майской, сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Острая тема — «Обеспечение транспортного сообщения в муниципальных образованиях Иркутской области».

Парламент Иркутской области рекомендует при работе над повышением доступности транспорта учитывать успешный опыт других регионов.

В диалоге в рамках муниципального часа под руководством Александра Ведерникова участвовали представители территорий, региональных министерств и депутаты областного парламента. Дискуссия затронула широкий круг проблемных моментов — от отсутствующего на остановках расписания до ответственности тех, кто должен представить по-настоящему осмысленную, оптимальную для Приангарья транспортную модель. Пока, похоже, вопросов у жителей и парламентариев больше, чем четких и однозначных ответов на них со стороны профильных ведомств. Область в поиске эффективных решений. Депутаты и спикер регионального ЗС обозначили свои позиции и формируют рекомендации для всех, от кого зависит улучшение транспортного сообщения в большом регионе с далеко не идеальной дорожной инфраструктурой.

Где пусто, где густо

С обстоятельным докладом перед парламентариями выступил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников. Он рассказал, что состояние дорог и работа общественного транспорта — наиболее частые поводы обращений жителей в администрацию города. Один из самых острых вопросов — состояние автобусного, трамвайного и троллейбусного подвижного состава.

По данным мэрии, износ иркутских трамваев Иркутска составляет 77%, автобусов и троллейбусов — 67%. В прошлом году город приобрёл в лизинг 40 автобусов для муниципального автотранспортного предприятия общей стоимостью порядка 800 миллионов рублей. Говоря об электротранспорте, Дмитрий Ружников сообщил, что для обновления подвижного состава и приведения в нормативное состояние соответствующей инфраструктуры требуется около 15 миллиардов рублей. Из позитивных новостей: на федеральном уровне началась разработка программы развития наземного электрического транспорта, и Иркутск может стать пилотной площадкой для ее реализации.

Перечисляя текущие транспортные сложности, вице-мэр упомянул также нехватку профессиональных и готовых работать за нынешнюю зарплату водителей.

Детально представитель мэрии разъяснил влияние такого негативного фактора, как пересечение муниципальных и межмуниципальных маршрутов: «Мы видим большой поток маятниковой миграции в областной центр из Иркутского района и близлежащих городов — Шелехова, Ангарска. Жители этих территорий регулярно перемещаются в Иркутск и обратно, существует большое количество межмуниципальных маршрутов, которые на сегодняшний день занимают в городе даже большую долю, чем внутренние муниципальные. Получается, что на дорогах Иркутска много транспорта, который городу не подчиняется, с ним не согласован и наши требования не учитывает».

Александр Ведерников: «Нерегулируемые маршруты — это люди, которые мерзнут на улицах в ожидании автобусов».

Что с этим делать? Мнение муниципальной власти: будут полезны так называемые «брутто-контакты» (на них же настаивают депутаты ЗС), причем лучше бы создать государственное учреждение, которое работает на агломерацию в целом, то есть централизованно, системно и разумно управляет транспортной ситуацией, без лишних пересечений разрабатывает маршруты, учитывая потребности потенциальных пассажиров.Текущее положение дел можно проиллюстрировать на примере маршрутов по улице Байкальской в Иркутске: их масса, коммерческих и троллейбусных. Показатели рентабельности оставляют желать лучшего, транспорт стоит в пробках, не редкость — «гонки» маршруток и автобусов на оживленной магистрали.

Очевидно, что в Иркутске и пригородах необходимо выстроить прозрачную работу и пересмотреть транспортную систему — с понятной экономикой, как муниципальных предприятий, так и коммерческих перевозчиков.

О здоровой конкуренции в сфере пассажирских перевозок в своем выступлении говорил и председатель думы Усть-Илимска Арсений Чихирьков. Он считает целесообразным перейти к регулируемым межмуниципальным маршрутам.

В свою очередь, заместитель мэра Иркутского района по жизнеобеспечению Юрий Виттер обратил внимание участников муниципального часа в областном ЗакСобрании на тот факт, что в ряде малых населенных пунктов региона вообще нет перевозчиков и не работают маршруты. Иркутский район в ближайшей перспективе планирует запустить муниципальный транспорт в нескольких направлениях, чтобы обеспечить доступность населенных пунктов.

На пути к регулированию

Из 368 межмуниципальных маршрутов, действующих в Иркутской области, по регулируемым тарифам работает только 14. Об этом, на основе выполненной аналитики, в своем выступлении сообщила аудитор контрольно-счетной палаты Юлия Махтина. Она заметила, что такой расклад негативно влияет на качество пассажирских перевозок.

«С 2015 года правительством Российской Федерации начата была масштабная реформа автомобильного транспортного обслуживания пассажиров. Она принципиально изменила действующие до этого механизмы, — разъяснила аудитор. — До вступления в силу этого закона все межмуниципальные маршруты действовали на основании соглашений, и расчет пассажиропотока, обоснование класса транспортных средств, расписание — все это устанавливалось самими перевозчиками. Теперь же на смену соглашениям пришли регулярные перевозки по регулируемому и нерегулируемому тарифу. Главная задача, которую региональному министерству транспорта необходимо было решить в переходный период с 2015 года до 2022 года — определить оптимальную транспортную модель, включающую регулируемые и нерегулируемые тарифы. Нужно было найти адекватное соотношение этих двух видов перевозок, без ущерба для качества и доступности транспортного сообщения».

Представитель контрольно-счетной палаты пояснила, что такая модель должна базироваться на детальном анализе, в первую очередь, на обследовании пассажиропотока. Работа эта небыстрая, кропотливая и требующая финансов. Но без нее не получится выстроить по-настоящему эффективную систему. В Иркутской области она формировалась хаотично, констатировала Юлия Махтина. Мало что регулируется, отсюда последствия: помимо высоких цен на проезд наблюдается отсутствие льгот, нарушение расписания движения, длительное простаивание в ожидании пассажиров.

Аудитор поддержала уже озвученное на муниципальном часе предложение: во многих регионах зарекомендовала себя практика заключения «брутто-контрактов», «это даже на уровень выше, чем регулируемые тарифы». Важно понимать, что «брутто-контракты» предусматривают перечисление доходов от перевозок на специальный счет бюджета города, из которого оплачиваются услуги перевозчиков на основании объема выполненных (!) работ. Самим муниципалитетам стоит быть активнее и настойчивее в вопросах открытия новых и закрытия ненужных маршрутов, а областному минтрансу — внимательнее оценивать подобные предложения.

Справка «АН»
Брутто-контракты

Брутто-контракты — это модель организации пассажирских перевозок, при которой вся выручка перечисляется на специальный счёт бюджета города, а городская администрация оплачивает перевозчику выполнение рейсов по маршрутам на основании объёма выполненных работ с условием контроля их качества.

Юлия Махтина также напомнила депутатам, муниципальным и областным властям, что есть смысл в приобретении электрических автобусов, «которые позволяют в большей степени снизить негативное влияние на окружающую среду и увеличить эффективность общественного транспорта».

Говоря об инфраструктуре пассажирского транспорта, нужно понимать, что это не только автомобильные дороги, но еще и остановочные пункты, разворотные площадки, места стоянок. Жители самых разных поселений жалуются на одинаковые проблемы: нет информации о расписании, отсутствуют даже сами павильоны для ожидания автобусов, не хватает лавочек, туалетов и контейнеров для мусора.

Нет четкого регулирования — страдают пассажиры

Депутаты расспросили участников муниципального часа, представляющих территории и областное правительство о том, что беспокоит людей в разных районах области, да и самих парламентариев, ведь они тоже здесь живут и ездят. Прозвучали вопросы о ситуации с трамваем в Усть-Илимске, о многокилометровых пробках в областном центре и на подъездах к нему, об интеллектуальных транспортных системах и, конечно, о конкретных маршрутах в конкретных городах и к сельским поселениям, дачам и садоводствам.

Депутат Андрей Маслов еще раз обратил внимание муниципальных властей на безопасность (часто — на небезопасность) пассажирских перевозок: «Нередко водитель деньги берет прямо во время движения. Автобусы грязные. Обгоны с нарушением правил дорожного движения, объезды по бордюрам, разговоры по телефону за рулем, высадка пассажиров на проезжую часть — для некоторых это будто в порядке вещей. Так нельзя».

Что могут и не могут сделать муниципалитеты, на примере Иркутска прокомментировал Дмитрий Ружников: «Кроме справки, где указано количество транспорта на маршруте, сколько раз перевозчик должен пройти в день и периода работы ничего в документах обычно не прописано. За то, что человек разговаривает по телефону (нарушение правил ПДД) или небрежно одет, плохо содержит автобус, у мэрии нет права наказывать». Хотя есть вариант — местные власти подключают ГИБДД и другие ведомства, наделенные полномочиями по контролю.

«И всё же пока мы не перейдем либо на регулируемые маршруты, либо на «брутто-контракты», мы особого эффекта не увидим» — уверены и в муниципалитетах, и в Законодательном Собрании Иркутской области.

Спикер регионального парламента Александр Ведерников также рекомендовал при работе над повышением доступности транспорта учитывать опыт других регионов. «Нерегулируемые маршруты — это люди, которые мерзнут на улицах в ожидании автобусов. Фактически у нас по выгодным маршрутам перевозчики работают, а на невыгодных не работает никто. Поэтому наше общее пожелание — перейти на регулируемые тарифы или на «брутто-контракты», как это сделали многие регионы нашей страны».

Всё прозвучавшее на муниципальном часе региональный парламент подытожит в постановлении. В его проект вошли депутатские предложения о предоставлении местным бюджетам субсидий на ремонт и обновление транспорта, возмещении недополученных доходов перевозчиков, проектирование и строительство транспортно-пересадочных узлов, развитие рынка газомоторного топлива. По мнению парламентариев, эти направления должны стать частью комплексной государственной программы Иркутской области. Также в документ вошли рекомендации министерству транспорта разработать документы комплексного планирования, учитывать мнения муниципалитетов при установлении и отмене маршрутов, организовать садоводческие маршруты в летний период.

В постановление с рекомендациями регионального парламента также включат инициативы, поступившие от территорий Иркутской области. Проект постановления рассмотрят на июньской сессии Законодательного Собрания.

Екатерина Романова