Отдых «с особенностями»

В финале года региональные структуры, отвечающие за развитие в России внутреннего туризма, заметно активизировались и старались всеми силами впечатлить журналистов и блогеров — чтобы те перед новогодними каникулами разнесли в массы информацию о вариантах отдыха, альтернативных дальним и не дружественным морям. Для новостей подсчитали достижения отечественной индустрии гостеприимства и сопутствующих отраслей, а в пресс-туры для медийщиков стремились упаковать максимум достопримечательностей и гастрономических изысков. Иркутская область тоже презентовала себя весьма активно. Мы резюмировали инфоповестку, а также побывали на встрече с участием представителей областного Агентства по туризму и делегации из Татарстана. Официальные заявления несколько контрастируют с откровениями «без галстуков». Природа у нас впечатляющая, а инфраструктура до сих пор «с особенностями».

Очевидно, что Байкал многим россиянам видится как отличная локация для «отдыха мечты». Если отбросить все возможные «но», вроде недешевых авиаперелетов. В сентябре 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Премией «Марка №1 в России» представили данные опроса. Участникам исследования предложили назвать предпочтительные места для отдыха в России, которые бы они выбрали в этом году, не имея никаких ограничений. Рейтинг наиболее предпочтительных направлений возглавил Байкал с долей в 29%. Чуть раньше священное озеро вошло в пятерку главных символов страны. ВЦИОМ подчеркивает: «Байкал — одинаково популярный ответ среди всех социально-демографических групп, несколько чаще его называли граждане старшего возраста 45–59 лет — 33%».

При этом в последние годы удалось популяризировать именно зимний отдых на Байкале, о чем давно мечтали туркомпании и владельцы турбаз, сетовавшие на короткий высокий сезон. Удивительный лед притягивает желающих сделать кадры на почти идеально прозрачной поверхности (или как повезет, так как предсказать осадки и морозы, сковавшие воду, никто достоверно не берётся). Тем не менее, отдыхающие в регион едут с интересом. И пиковые периоды теперь не только в летние месяцы, но и в феврале-марте.

Наконец-то понаехали

В подтверждение — информация от международного аэропорта «Иркутск». Компания сообщает, что по итогам 2022 года впервые за всю современную историю предприятие встретило 2,5-миллионного гостя. «Показатели пассажиропотока увеличиваются ежегодно. До недавнего времени мы стабильно встречали и провожали около двух миллионов путешественников», — прокомментировал генеральный директор предприятия Андрей Скуба. Прогноз: в 2023-м пассажиропоток достигнет трех миллионов человек.

Председатель правительства Иркутской области Руслан Ситников связал значительный рост пассажиропотока с тем, что в текущем году была проведена серьезная работа по сотрудничеству с авиакомпаниями. В частности, с базовыми перевозчиками «S7 Airlines» и «ИрАэро» было заключено соглашение о стратегическом партнерстве. Руководство аэропорта обращает внимание, что за последние несколько месяцев в аэропорту были открыты новые внутренние рейсы. Авиакомпания «Nordwind» запустила перелеты в Казань и Кемерово, «ЮТейр» — в Тюмень и Сургут, «NordStar» открыл прямой перелет в Омск, «Ювт Аэро» осуществляет перевозки в Челябинск, «Аврора» — в Благовещенск и Хабаровск, «S7» отправляет воздушные суда в Южно-Сахалинск.

Направления превращаются в дороги

«На озеро Байкал — жемчужину Сибири — приезжают туристы со всей России и из других стран. Своё мнение о нашем регионе они составляют, в том числе, по состоянию автомобильных дорог», — со своей позиции высказался министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов.

На протяжении многих лет с переменным успехом область ликвидировала гравийные участки на основных байкальских направлениях. К настоящему моменту дорожная ситуация выглядит более позитивно, и острые камни не становятся досадным барьером на пути к Большому Голоустному, например.

«В этом году работы проводили на трёх региональных трассах, в следующем году продолжим», — рассказал Максим Лобанов. По данным, озвученным министром, в Иркутской области на ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих на озеро Байкал, в 2022 году направили более 1,5 млрд рублей.

На Байкальском тракте выполнен ремонт четырех участков и в завершающей стадии приведение к нормативу четырех мостов. Их обещают ввести в эксплуатацию в следующем году. Кроме того, на двух участках тракта устроили 11,75 км освещения.

Завершился масштабный капитальный ремонт трассы Иркутск — Большое Голоустное протяжённостью 114 километров. В правительстве рапортуют: досрочно, на год раньше запланированного. Однако жители уже и не помнят, когда стартовал этот многолетний капремонт. Министерство уточнило — в 2017 году. Их общая стоимость составила 3,5 млрд рублей.

На автомобильной дороге Баяндай — Еланцы — Хужир (поселок на острове Ольхон) тоже развернуты работы. Приведение дорог на Ольхоне в нормативное состояние ведут по поручению президента России Владимира Путина, которое было дано пять лет назад в телеэфире, во время прямой линии с жителями. «Долгое время к работам не удавалось приступить из-за жёсткого природоохранного законодательства, которое ограничивает любую производственную деятельность в границах особо охраняемой природной территории, — поясняет правительство региона. — Перед дорожниками стоит задача сделать для жителей острова и туристов современную асфальтобетонную трассу протяженностью 40 км».

По словам председателя правительства Иркутской области Руслана Ситникова, единая концепция архитектурного облика Байкальска будет разработана в ближайшее время.

Байкальские сказки

Еще из долгожданного — преображение, возрождение города Байкальска, где жизнь угасает после закрытия крупного градообразующего целлюлозно-бумажного комбината. Бывшему индустриальному центру много лет пророчат светлое туристическое будущее. Тем более, что рядом уже существует горнолыжный курорт Гора Соболиная. Преподносится всё вполне логично: в особую экономическую зону со льготами для бизнеса должны бы потянуться инвесторы, появятся новые точки притяжения и цивилизованная инфраструктура, и, как следствие, снизится антропогенная нагрузка на заповедные территории на других берегах Байкала и на острове Ольхон. Как на практике обстоят дела?

Экологические проблемы Байкальска не решены, хотя федеральный центр подстегивает и сулит финансирование. А местный горнолыжный курорт в масштабах России выглядит невнятно в сравнении с тем же кузбасским Шерегешем.

Но в региональном правительстве заверяют: работа ведется и всё будет, рано или поздно. В середине декабря Руслан Ситников сориентировал общественность: единая концепция архитектурного облика Байкальска будет разработана в ближайшее время. В Слюдянском районе провели круглый стол, где обсудили формирование единого стиля территории особой экономической зоны, социально-экономическое развитие Байкальска и меры поддержки туристических проектов.

Первый зампред правительства Иркутской области проинформировал: по поручению губернатора Игоря Кобзева идет работа в рамках бюджетного цикла 2023-2025, средства предусмотрены, строится коммунальная инфраструктура, улично-дорожная сеть. «В то же время уже приступили к следующему этапу — формированию единой концепции архитектурного облика Байкальска, который будет сочетаться с ландшафтом и особенностями территории, — сообщил Руслан Ситников. — Эта работа только начата, будет создана рабочая группа для отработки деталей, после чего разработанную концепцию представят на Градостроительном совете под руководством губернатора Иркутской области».

По многим другим прибайкальским локациям ситуация схожая. Регион озадачен концепциями, и дальше не особо продвинулся. Когда-то мы слышали немало сказочно прекрасных прожектов в отношении поселка Листвянка. Пока даже берегоукрепления в этом районе не дождались. Продолжаем мечтать. Туристы тоже — мечтают о Байкале, но на месте нередко их накрывает разочарование: прекрасный природный край по турсервису всё еще не дотягивает до высоких или хотя бы средних стандартов.

И на коллег из Татарстана наши деятели от индустрии гостеприимства поглядывали как на опытного старшего брата. Казань и окрестности приглашают туристов на «1001 удовольствие». В нашем контексте такой слоган звучал бы, скорее, саркастически.

Ольга Брайт