6 минут на серпантине

Горные гонки на Байкале вблизи Слюдянки проводятся уже в пятнадцатый раз. Трасса, на которой проходят заезды, считается самой опасной в стране, и выступить здесь — честь для лучших пилотов Сибири.

Если не видеть эти машины в действии, можно подумать, что их привезли со свалки: битые, мятые, без пассажирских сидений и почти без электроники. Только знатоки понимают, какая мощь скрывается под этими неказистыми капотами, гонщики и их механики вкладывают немалые деньги и тратят уйму сил, чтобы всего раз выйти на старт.

— Мотор, клапаны, поршни, шатуны — все совершенно другое, — рассказывает пилот из Улан-Удэ Олег Чекмерев. — Мы постоянно что-то меняем в своих машинах, работа идет беспрерывно, от одной гонки к другой. Увы, в этот раз я свой автомобиль не успел к турниру подготовить после аварии и сегодня выступаю в качестве механика с другим экипажем.

Горная гонка — это не езда по автостраде, здесь только перепад высот составляет полкилометра. А сколько виражей, от которых захватывает дух… Но именно экстрим и привлекает гонщиков в байкальские горы. Эта трасса считается самой опасной в стране, в прошлом году один из гонщиков, Руслан Пушкарь, сошел с трассы — он скатился с 15-ти метрового склона и чудом остался жив. К авариям здесь готовы: практически все пилоты облачены в специальные комбинезоны и белье из особого материала, защищающего от огня.

— Форму мне привезли из Италии, стоит она около сорока тысяч рублей, цена шлема варьируется в пределах 300-500 долларов. Шлем должен быть очень твердым, ведь на любом крутом повороте можешь удариться головой, — рассказывает Игорь Моляков, участник гонок.

— Максимальная скорость доходит до 200 км/ч, средняя скорость на дистанции — свыше 100 км/ч, — говорит президент «Альфа-Клуба» Иркутского технического университета, главный организатор гонок Амир Бектемиров. — И это при таком сложном рельефе трассы. Даже сами спортсмены говорят, что даже, и со стороны смотреть на своих товарищей очень тревожно.

Длина трассы — 10 километров,. Несмотря на сильный ветер и дождь, мешавшие автогонщикам в этом году, горные гонки-2006 были отмечены двумя рекордами трассы. Влад Решетнев в классе Д1А проехал дистанцию за 5,24 минуты. Владимир Анисимов в классе Д1 преодолел десять километров горного серпантина за 5,39 минуты.

Согласно регламенту, стартуют гонщики поодиночке: здесь категорически запрещены обгоны. В гонке принимают участие как зрелые спортсмены, так и совсем молодые, а в этом году впервые на дистанции за рулем была замечена женщина: братчанка Нина Дувгий к удивлению многих показала очень хороший результат — 6,08 минуты, а ведь еще несколько лет назад шестиминутный рубеж могли преодолеть лишь немногие профессионалы. Пока она не победила, но, как утверждают специалисты, с первого раза одержать здесь победу не удается никому. Говорят, гора заколдованная, с первого раза никого к себе не подпускает…

Прошедшая автогонка стала юбилейной, пятнадцатой. Уже который год ходят слухи, что эти соревнования прекратят свое существование — власти не проявляют никакого интереса к мероприятию, организаторы давно отчаялись получить от чиновников поддержку.

— Даже если мы хотя бы несколько мальчишек увлечем, спасем от той же наркомании, это будет очень важным делом. В Братске, например, гоночный спорт активно поддерживают, а у нас все держится на двух-трех энтузиастах, и пока это так — развития не будет, — говорит один из организаторов, иркутский автогонщик Владимир Анисимов.

Проводить заезды в горах действительно непросто: нужно договориться с ГИБДД и выставить посты, сделать безопасные смотровые площадки для болельщиков, важна и благоприятная погода. И еще ни разу старт не был сорван, но с каждым годом проводить гонки становится сложнее. Как признаются сами организаторы, от равнодушия властей они уже устали.