Строить из местного

Экономически доступное жилье станет возможным в Приангарье вовсе не тогда, когда будут запущены в регионе производства всех видов строительных материалов. Дело за желанием властей и строителей идти на применение инновационных решений. Консерватизм, присущий рынку стройиндустрии, существенно тормозит процесс удешевления строительства. Подробнее о том, что могут предложить региону местные производители и какие препятствия встают на их пути, участники рынка обсуждали на деловом завтраке, организованном ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь».

1 млн кв. м жилья эконом-класса должна построить Иркутская область до конца 2017 года. Такая планка была поставлена региону при заключении соглашения между Министерством строительства РФ, областным правительством и АИЖК о вхождении Приангарья в федеральную программу «Жилье для российской семьи». Согласно условиям документа, квадратные метры должны сдаваться по невиданной для Приангарья стоимости, не превышающей 30 тыс. рублей. При этом государство обязуется компенсировать застройщику 4 тыс. рублей за каждый километр инженерных сетей. Все больше подталкивает строительный рынок региона к работе на рынке жилья эконом-класса и неблагоприятная финансовая ситуация. Уменьшение объемов свободной наличности у населения, дорожающая ипотека, неподъемная стоимость услуг китайских рабочих, обусловленная ростом курса доллара — в такой ситуации, уверены эксперты, строительные компании должны больше внимания обратить на местные кадры и строительные материалы местного производства.

Глобальный тормоз

Концепция развития стройиндустрии Иркутской области до 2020 года, одобренная регправительством в сентябре этого года, беспощадно констатирует: состояние стройиндустрии и проблемы в ней становятся одним из самых мощных сдерживающих факторов для развития всего строительного комплекса региона. Недостаточное развитие данного сегмента рынка в Иркутской области стало причиной того, что используется много привозных материалов, что не способствует повышению экономичности и сроков строительства, усложняет производственную логистику, ставит организации строительного комплекса в зависимость от транспортных систем. При этом некоторые материалы, производимые в Иркутской области, уступают в качестве привозным аналогам.

Однако и строители, и производственники Приангарья в один голос утверждают: критичных проблем с местными строительными материалами в Иркутской области нет. «У нас мощности производства такие, что с точки зрения лакокраски мы можем сосны все в тайге покрасить. С точки зрения железобетона можем второй вал укрепления как на Днепре построить. И газобетоном все утеплить», — говорит директор Восточно-Сибирского лакокрасочного завода ГК «Капитель» Петр Крайкивский.

С ним согласен и первый заместитель генерального директора ОАО «Сибавиастрой» Алексей Волков, перечисляющий действующие производства стройиндустрии Иркутской области: цемент, кирпич, бетон, блоки из автоклавного газобетона, теплоизоляционные материалы, лакокрасочные материалы…

«Разговоры о нехватке собственных строительных материалов — песня непонятно о чем. Этот рынок сам себя регулирует. Там, где возникает достаточный объем спроса и достаточный объем маржи на товаре, при этом на выходе местные строители могут реально сэкономить, — инвестор четко реагирует и открывает производство. Все хотят зарабатывать», — уверен эксперт. «Проблема заключается в том, что в Иркутской области низкая плотность населения, потому что то, что мы производим, надо кому-то продавать», — поддержал коллегу Петр Крайкивский.

Мнение производственников подтверждают и выводы чиновников, приведенные все в той же концепции. В документе указывается: если объем инвестиций в строительство жилья за прошлый год увеличился на 12,8%, то объем инвестиций в наращивание производств стройиндустрии снизился на 4%. Низкую активность потенциальных инвесторов чиновники также объясняют продолжительной окупаемостью вкладываемых средств, высокими процентами по кредитам банков на развитие производств.

При этом эксперты признают: в период пиковых нагрузок строители действительно возят тот же кирпич из других регионов, но это связано вовсе не с нехваткой собственных мощностей, а с отсутствием нормальной логистики.

«На самом деле камнем преткновения является внутригородская логистика и отсутствие управления этими материальными потоками — того же газобетона или кирпича на стройки. Поэтому возникают пиковые нагрузки, абсолютно искусственный дефицит кирпича. Хотя в среднем по году производство может закрыть все наши стройки и еще останутся в остатке стройматериалы», — заявляет Петр Крайкивский, добавляя, что грамотное планирование — прямой путь к удешевлению. «Когда у нас из-за неграмотного планирования в течение трех недель держится супердефицит какого-то материала на рынке, естественно, цена на него искусственно повышается. Мы везем кирпич из Красноярска, соответственно, логистика падает. Привезти из Красноярска сюда кирпич — это значит к стоимости каждого кирпича можно смело прибавлять полтора рубля».

Проекты 80-х не дают развития современным стройматериалам

Другую проблему стройиндустрии производственники видят в несовершенстве нормативных документов, регламентирующих проектирование и строительство в Приангарье. Дело в том, что Иркутская область входит в число сейсмоопасных регионов (к ним же принадлежат республика Бурятия, Северный Кавказ и Сахалин), для которых прописан свой СНИП 1981 года «Строительство в сейсмических районах». «Меняются технологии, подходы к технологиям, в итоге сейчас все, что было в 1981 году, по сути, устарело», — рассказывает генеральный директор ОАО «Байкальский газобетон» Андрей Лямзин. Однако проектировщики по-прежнему пользуются только этим документом, не принимая во внимание даже уточнение его редакции от 2014 года, которое, правда, носит рекомендательный характер. «Все остальные регионы живут по несейсмическим районам. То есть актуальность этой проблемы в Москве минимальна. Они об этом не задумываются, — замечает Андрей Лямзин. — Пока изменения, внесенные в 2014 году, не станут обязательными, а не рекомендательными, меняться ничего не будет».

Эксперты уверены: переход к местным строительным материалам позволил бы добиться той самой требующейся экономии при сохранении качества строительства. Но чиновники, заявляя о необходимости строительства жилья эконом-класса, в то же время демонстрируют прямо противоположный подход. При размещении госзаказов на строительство соцобъектов в техническом задании на проектирование однозначно указывают: конструктив — каркас железобетонный с кирпичным заполнением. «Я проанализировал наши госзаказы, достаточно было просмотреть только последние конкурсы, все технические задания на проектирование написаны как под копирку», — замечает Андрей Лямзин. Как итог — те самые пиковые нагрузки на производстве кирпича. Тогда как мощности производителей альтернативных стройматериалов — кто предлагает, например, металлокаркас вместо железобетонного или блоки автоклавного газобетона вместо кирпича — остаются недовостребованными.

«Нарушен принцип конкурентной среды. Государство всегда говорит: мы проводим конкурс на определение лучшего подрядчика по соотношению цены и качества на проектирование, стройку. Почему этот принцип конкуренции здесь отсутствует? И кирпич, и газобетон соответствуют всем нормам, но почему приоритет дается одному материалу?» — возмущается Андрей Лямзин.

«Можно было, по идее, проводить изначально конкурс на обоснование экономически эффективного строительного материала», — соглашается Алексей Волков, в то же время пытаясь пояснить и логику принятия проверенных решений и чиновниками, и проектировщиками: «Кирпич — проверенный материал, тогда как любые новшества воспринимаются как риски. Никто не хочет из госслужащих рисковать своим положением. Для проектировщиков — это тоже риски. К ним же потом вопросы будут!»

Удешевить без рисков

Понимая, что рассчитывать на помощь в продвижении на рынке строительных материалов не приходится, производственники взяли этот вопрос в свои руки. Для того чтобы изменить ситуацию, ООО «Байкальский газобетон» заказало исследовательскую и нормативную работу Центральному научно-исследовательскому центру строительных конструкций им. Кучеренко. Совместная работа должна привести в итоге к появлению нормативной документации по применению автоклавного газобетона в многоэтажном строительстве, что позволит уменьшить металлоемкость процесса, увеличить его скорости, уменьшить затраты. Кроме того, компания уже провела совместно с ведущим производителем фасадных систем — компанией «Краспан» — успешные испытания по запасам прочности газобетона с точки зрения сейсмических нагрузок, а также заканчивает разработку альбома для проектировщиков готовых решений, узлов из газобетона.

Одно из последних испытаний блоков автоклавного газобетона началось совсем недавно. «Был построен фрагмент трехэтажного здания с сердечниками 240-120, который начали трясти в институте сейсмики. К концу года мы рассчитываем доказать таким образом, что здания в три этажа можно строить из газобетона без изготовления каркаса. Это позволит сократить расходы на 20-30% от сегодняшней стоимости строительства», — рассказывает Андрей Лямзин.

Есть предложение для рынка, требующего экономичное жилье, и у строительной компании «Сибавиастрой». На входящем в его состав заводе изготавливается серия монолитного сборного металлокаркаса 1-120. «Эта технология позволяет определенным образом уменьшить себестоимость. На чем? На стоимости монтажа. Одно дело, когда ты создаешь объект монолитный, непосредственно на строительной площадке. Тогда возникает очень много побочных затрат — в первую очередь на трудовые ресурсы. А с учетом изменения валютного курса не секрет, что иностранная рабочая сила стала строить за другие деньги. Наш каркас 9-этажного дома собирает бригада из семи человек в течение трех месяцев. При этом не нужно использовать огромное количество пиломатериалов на строительной площадке», — рассказывает Алексей Волков.

Восточно-Сибирский лакокрасочный завод, как рассказывает Петр Крайкивский, также самостоятельно доказывает высокие потребительские свойства своей продукции. И у строителей, и у розничных покупателей существуют стереотипы, что в Иркутске нельзя сделать качественно, как, например, в Санкт-Петербурге. «Мы своей продукцией каждый день доказываем обратное. Те строители, которые хоть раз с нами поработали, больше от нас не уходят», — говорит директор завода. При этом производитель не идет по простому пути: завозя уже готовые маркеры для красок и просто смешивая их здесь. В Иркутске налажено производство полного цикла, при этом технологи ежегодно совершенствуют линейку продукции, предлагая рынку в том числе и революционные продукты. Например, все еще непривычна для Иркутска водоосновная гидроизоляция, которая в то же время широко распространена во всем мире.

PS

Производители рассчитывают, что существенную помощь в продвижении местной продукции окажет и усложняющаяся экономическая обстановка в стране. Стоимость завозных материалов резко поднимается, вносят свой вклад как рост курса доллара, так и транспортные расходы. Как рассказала руководитель фирмы «ТоргСтрой» из Ангарска Оксана Евстифейкина, уже поднял цену местный производитель профнастила и металлического профиля — компания «Профсталь». «В ближайшее время поднимутся цены на сухие смеси. Уже есть такая информация от компании «КНАУФ». В целом по рынку строительных материалов следует ожидать в следующем году повышения цен минимум на 10-15%. Для Иркутской области этот рост усугубится еще и повышением железнодорожных тарифов. Так что местное производство строительных материалов сегодня очень важно», — отметила она. Как добавил Андрей Лямзин, сыграет свою роль и повышение ГСМ в связи с изменением налогообложения. Другое дело, что местным компаниям, завоевав рынок в период кризиса, надо будет сохранить позиции и после него.

В контексте

ПОДУЧИТЬ КАДРЫ
Не хватает информации о местных строительных материалах, уверены производители, не только у чиновников, но и у рабочих, от которых в итоге зависят качественные характеристики применяемой продукции.
Молодые кадры часто не могут сказать, что такое газобетон, или же правильно развести строительную смесь. «А потом говорят, что материалы плохие», — замечает исполнительный директор Ангарского технопарка MAXIMAX Ольга Лозовая, на базе которого работает несколько резидентов из числа игроков рынка строительной индустрии. Для решения проблемы Ангарский технопарк намерен уже в следующем году открыть на своей площадке учебный комбинат, как раз для отрабатывания у молодых специалистов навыков работы со строительными материалами всех производителей.
Готовы открыть дополнительный курс по местным строительным материалам и в Иркутском техникуме архитектуры и строительства. При этом предоставлять продукцию для практики студентов согласны сами производственники. Они же инициируют и лекторские занятия по собственной продукции. «Мы постоянно читаем лекции по газобетону. Правда, пока наше предложение почему-то больше востребовано в Красноярске, а не в Иркутске», — говорит Андрей Лямзин.
Готовы участники строительного рынка пойти и навстречу техникуму в вопросе трудоустройства выпускников. Дело в том, что уже второй год действуют новые стандарты образования, согласно которым выпуск по отдельным среднетехническим специальностям приходится на январь — не самый разгар строительного сезона.