«2016 год — прогноз оптимистичный»

Директор Иркутского филиала АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) Валерий Яхимович прокомментировал положение дел на рынке железнодорожных перевозок.

— Валерий Владимирович, действительно ли в прошлом году произошел серьезный спад на рынке грузовых железнодорожных перевозок? Какие тенденции повлияли на показатели погрузки?

— Да, действительно, в прошлом году грузовая база, предъявляемая к перевозкам, продолжала сокращаться.

В частности, в третьем-четвертом кварталах погрузка каменного угля на станции Новая Чара Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) снизилась на 40–70 тыс. тонн ежемесячно по отношению к прошлогодним объемам. Подвела геология — на Апсатском угольном разрезе прекратилась добыча угля в связи с неподтвержденными данными геологоразведки. Производители угля обещают, что с июня-июля 2016 работа угольного разреза возобновится, соответственно, мы надеемся, что начнется рост перевозок угля в полувагонах.

В связи со снижением переработки нефти, а также с активным переключением нефтегрузов на трубопровод, не получили роста показатели в сегменте нефтепродуктов.

Кроме того, в строительной отрасли из-за неблагоприятной конъюнктуры снизилась потребность в строительных материалах, поэтому недогрузили щебень и песок. Это основные составляющие, которые повлияли на падение объема перевозок филиала, так и в целом по сети ВСЖД.

Но была и положительная динамика. В 2015 году в 1,5 раза выросла погрузка цветных металлов в крытых вагонах алюминиевыми заводами ОК РУСАЛ в Восточной Сибири, а также увеличилась погрузка угля на 1,3% к аналогичному периоду 2014 года, до 1,7 млн тонн.

— Как для грузоперевозок прошел первый квартал 2016 года?

— В первом квартале текущего года мы не показали роста, но и не «упали», вопреки прогнозам. Доля филиала в общем объеме грузоперевозок на ВСЖД и Забайкальской железной дороге сохранилась на уровне 13%. Считаю, что для сегодняшней ситуации на транспортном рынке это является неплохим результатом.

— Какие факторы будут определять рынок железнодорожных грузоперевозок в 2016 году?

— Помимо экономических факторов, в этом году на рынок негативно повлияет решение правительства о запрете на продление вагонов с истекшим сроком службы на сети РЖД, нацеленное на стимулирование спроса вагоностроительной продукции. Эта мера, по нашим оценкам, может привести к возникновению локального дефицита подвижного состава в сезонные пики перевозок и, соответственно, росту ставок для грузоотправителей.

Тем не менее, несмотря на негативные моменты, на 2016 год у нас оптимистичный прогноз.

В первом квартале Иркутский филиал получил положительную динамику в сегменте перевозок цистерн. Мы перевезли более 1,2 млн тонн грузов, что на 2,4% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Рост достигнут благодаря заключенному в феврале пятилетнему сервисному контракту ПГК со стратегическим партнером НК «Роснефть» на перевозку нефтепродуктов Ангарской нефтехимической компании. За счет этого долгосрочного контракта мы получили гарантированный объем работы по одной из важнейших номенклатур для нашего филиала. Нефть и нефтепродукты составляют 60% всего объема перевозок в общей структуре перевозок Иркутского филиала.

До сих пор выбранная нами тактика — заключение долгосрочных сервисных контрактов, оказание качественного сервиса и широкого спектра услуг — показывала свою эффективность. Нам удается наращивать клиентскую базу, несмотря на растущую конкуренцию: если на начало прошлого года в клиентском портфеле у нас было около 600 постоянных договоров, то в этом году их уже 700. Уверен, что эта тактика не подведет нас и в будущем.

Екатерина Головина